Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.
сований бесконечно затягивали дело. Веймарн и другие учредители пытались оказы вать давление на чиновников, угрожая в случае отказа в финансовой поддержке про дать свои владельческие права иностранным предпринимателям. Они не без основа ний рассчитывали, что правительство не может допустить исчезновение «русских де ловых интересов» на архипелаге, стратегическое значение которого для России оно же само признало, и которое война выявила убедительным образом. Усилия Веймарна, его коммерческих партнеров и содействие буржуазно-поме щичьей общественности принесли плоды. Сложившаяся ситуация встревожила Ми нистерство иностранных дел, морское ведомство и руководителей Государственной думы. В конечном счете, они и обеспечили поддержку «Русской Шпицбергенской компании» и предприятию «Грумант» в Особом совещании по топливу 74. Это был успех. Но пришел он с большим опозданием. Оно его и обесценило. Важнейшее решение было принято после бюрократических проволочек лишь 8 февраля 1917 г., когда до гибели монархии в России осталось всего несколько недель. Совещание утвердило заключение, что намечаемый размер ссуды должен составить чуть более 6 млн руб. (из них 3,3 млн руб. — компании Веймарна). Между тем, созданная на Шпицбергене норвежская компания, унаследовавшая собственность, права и претензии американской, попыталась юридически оспорить владельческие права на угольные участки «Русской Шпицбергенской компании» и «Груманта». На карте, изданной компанией для привлечения новых акционеров, рус ские участки были обозначены как принадлежащие «Store Norsk Spitsbergen Kul Kompani». Гулькевич в телеграмме министру иностранных дел Н.Н. Покровскому оценил этот шаг, как стремление норвежцев монополизировать добычу угля на архи пелаге. Претензии норвежской компании натолкнулись на тащательно аргументиро ванный ответ российского дипломатического ведомства. По указанию Покровского Гулькевич сделал в январе 1917 г. представление норвежскому правительству и зая вил юридически мотивированный протест представителю компании К. Торкильд сену 75. Тогда руководство «Store Norsk Spitsbergen Kul Kompani» сменило тактику. Через члена правления А. Вирта оно пыталось выяснить у русского посланника возможность слияния норвежского и русских предприятий. Вирт мотивировал пред ложение трудностями компании с рабочей силой и желанием завезти на архипелаг шахтеров из России. Однако дело, по всей видимости, заключалось не только в этом. Слияние облегчало еще и доступ на емкий русский топливный рынок. С ноября 1916 г. открылось сквозное движение на только что построенной мур манской железной дороге. Спрос на уголь предъявляла и другая северная железная дорога Архангельск—Вологда. Из архангельского порта непрерывным потоком шли военные грузы. Потребность только железной дороги Архангельск—Вологда оцени вались в 160 тыс. тонн угля ежегодно. Помимо этого, на берегах Кольского залива возводился торговый порт и военно-морская база. Здесь находились суда Кольского отряда судов Флотилии Северного Ледовитого океана. Гулькевич, судя по его теле граммам в министерство, был расположен к обсуждению сделки о слиянии русских предприятий с норвежской компанией. Но при условии, что она обещает сторонам обоюдные выгоды. Он полагал также желательным оказать дипломатическую поддер жку предприятию Веймарна, «дабы дело не ушло из русских рук». С этой целью посланник свел Веймарна с начальником строительства мурманской железной доро ги инженером Горячковским, бывшим в Норвегии по делам. Февральское восстание 1917 г. в Петрограде и свержение царского правитель ства стали для Веймарна и его компании жестоким ударом. В который раз приходи лось начинать все с начала. Временное правительство не оправдало его надежд и оказалось не в состоянии стабилизировать ситуацию. Политический кризис углуб лялся. Летом Веймарн смог вывезти в Христианию семью из ставшего опасным рево люционного Петрограда, октябрьский переворот в котором смел слабых министров. Приход к власти большевиков Веймарн, как и большая часть морских офице ров, встретил враждебно 76. В телеграмме в МГШ, направленной 12 декабря из Нор вегии он писал: «...Я пришел к заключению, что временное политическое состояние под знаком большевизма есть явление болезненное и кратковременное и не знамену ет собой никакого определенного политического курса ... его надо пережить и пере бороть именно как болезнь и не падать духом в вере, что здоровые силы России 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz