Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.

Проект норвежского полярного исследователя Сигурда Скотт-Хансена В.А. Карелин, Й. П. Нильсен Сигурд Скотг-Хансен известен, в том числе и в России, как полярный исследователь и товарищ Ф. Нансена по знаменитой экспедиции на «Фраме» 1893—1896 гг., в кото­ рой ему было поручено вести метеорологические и астрономические наблюдения, исследовать явления магнетизма Позднее в его честь была названа небольшая груп­ па островов в Карском море у побережья Сибири. Путь из Западной Европы к устьям Оби и Енисея через Карское море горячо пропагандировался, начиная с середины XIX в., такими разными людьми, как рус­ ский купец и золотопромышленник Михаил Сидоров и английский капитан Джозеф Виггинс 2. Оба были озабочены тем, что в то время как развитию сухопутной торгов­ ли с Сибирью препятствуют слишком большие издержки, не использованными оста­ ются возможности больших сибирских рек. После того, как финско-шведский полярный исследователь А.Э. Норденшельд в 1874—1875 гг. совершил первое успешное путешествие к устью Енисея, северный морской путь использовался лишь время от времени. Плавания нередко сопровожда­ лись неудачами и кораблекрушениями. Инициатива Скотт-Хансена стала первым предложением норвежцев поставить коммерческую эксплуатацию морского пути в Сибирь на более надежную и регулярную основу. Чуть позже эту попытку повторил и сделал это, в конечном счете, с большим успехом его соотечественник Йонас Лид. Понимание стратегического значения морского пути в Сибирь заставляло рос­ сийские власти проявлять особое внимание и даже подозрительность по отношению к иностранным экспедициям как научного, так и промыслово-торгового характера, направлявшимся в воды Ледовитого океана вблизи границ русского Севера и Сибири 3. Гигантская протяженность морского арктического побережья России, маленькая плот­ ность населения в экономически неразвитом регионе вкупе с отсутствием средств военно-морской защиты и слабостью местной администрации делали трудновыпол­ нимой для властей задачу контроля за приходящими иностранными судами. Вместе с тем, поражение при Цусиме, фактически уничтожившее Балтийский флот, стало для русского правительства настоящим шоком и способствовало изменению отношения к северному морскому пути. Эта катастрофа наглядно показала опасность дальней­ шей задержки комплексного развития транспортной инфраструктуры, соединяющей Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. В докладе Николаю II морской министр характеризовал создание северного морского пути, который спосо­ бен обеспечить переброску в Тихий океан военных судов за 9—10 дней, как «дело ве­ личайшей государственной важности». Вследствие этого в апреле 1907 г. Николай II Карелин ВладимирАнатольевич —кандидат исторических наук, доцент Мурманского государственного педагогического университета; Нильсен Йенс Петтер— профессор университета г. Тромсё. Норвегия. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz