Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.

В целом внимание российской общественности к проблеме использования мор­ ского пути в Сибирь и неоднократные предложения представителей иностранного капитала подталкивали правительство к практическим действиям. При министерстве путей сообщения для изучения вопроса о путях вывоза сибирского сырья (главным образом, хлеба и леса) по Оби и далее через Северный Ледовитый океан в Западную Европу было учреждено Особое межведомственное совещание под руководством на­ чальника Управления по сооружению железных дорог Е.Д. Вурцеля. Оно в конце 1909 г. пришло к заключению, что «морской путь через устье Оби и Карское море не может обеспечить вывоза всей массы сибирского сырья, а имеет лишь вспомогатель­ ное значение для сибирской торговли, производящейся по бассейну этой реки». По­ этому было предложено вывозить товары из бассейна Оби «смешанным водно-желез­ нодорожным путем» для чего построить от одного из притоков в низовье Оби желез­ ную дорогу через Уральский хребет, на запад, с выходом на побережье Ледовитого океана 28. Собственно же морской путь, по заключению участников совещания, имел важ­ ное значение для вывоза грузов из бассейна реки Енисей. Ввиду неотложности дела совещание признало необходимым подробно исследовать условия плаваний в устьях Оби и Енисея, установить навигационные знаки и устроить четыре радиостанции (станции «беспроводного телеграфа») по берегам Карского моря. Эти меры были чрез­ вычайно важны для плаваний по северному морскому пути. Пароходное сообщение через устье Енисея совещание, в случае удовлетворения его ходатайства о кредитах казны, намечало установить в навигацию 1911 года 29. С 1910 г. в Ледовитом океане приступила к работе гидрографическая экспедиция, призванная подготовить условия для безопасности плаваний. Что касается усилий норвежского капитала, то спустя три года после неудачи Скотт-Хансена другой норвежец Йонас Лид и его компаньоны из числа не только норвежцев, но и британцев преуспели там, где Скотт-Хансен был вынужден отсту­ пить. В 1912 г. они учредили «Сибирское акционерное общество пароходства, про­ мышленности и торговли», которое, в конце концов, организовало успешные ком­ мерческие рейсы к устьям Оби и Енисея. Впрочем, это не означало изменения принципиальной позиции царского пра­ вительства. Оно по-прежнему продолжало стремиться к тому, чтобы преимуще­ ственное право эксплуатации морского пути в Сибирь через Карское море осталось в руках российских предпринимателей, а сам путь находился целиком под русским контролем. В 1914 г. министерство торговли и промышленности пригласило рус­ ские компании к участию в открытом конкурсе на право эксплуатации морского пути в Сибирь, обещая им казенную субсидию. В марте 1914 г. власти уже были близки к заключению контракта с двумя пароходными обществами, которые могли рассчитывать не только на субсидию, но и на получение льготного кредита для покупки современных пароходов ледового класса. Однако, первая мировая война прервала эти переговоры. Вместе с тем, она потребовала от государства огромного напряжения финансов, а также и привлечения всего наличного торгового флота России для военных нужд. Йонас Лид, как иностранец, не участвовал в конкурсе. Но в исключительных условиях военных лет именно его компания оказалась единственной, способной вы­ полнять на Севере поручения правительства и грузовые перевозки в Сибирь Карским морем. Если бы не война, он вряд ли мог рассчитывать на этот успех. В конце концов, даже первая мировая война не прервала полностью дальней­ шую работу по подготовке условий надежной и регулярной эксплуатации морского пути в Сибирь. Морское министерство и министерство торговли и промышленности продолжали выполнять программу своих гидрографических и портостроительных изысканий. Лишь революция, а затем гражданская война заставили на время отло­ жить решение этой проблемы. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz