Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.
В противовес он предложил на тех же условиях создать русскую пароходную компа нию для вывоза продуктов и сырья из Сибири. «Морское министерство, —писал он, — весьма заинтересовано в развитии отечественного торгового мореплавания, так как прочная организация морских вооруженных сил значительно облегчается при существовании торгового флота и обязуется всемерно устранять препятствия, стесня ющие наш коммерческий флот» 2|. Сам по себе призыв адмирала поддержать отечественное торговое мореплавание в северных морях был без сомнения оправданным. Но проблема заключалась в том, что отечественные пароходные компании либо не обладали необходимыми для круп номасштабных проектов опытом и капиталами, либо не решались без солидной госу дарственной помощи вкладывать свои средства в такое новое и рискованное дело, как судоходство по Ледовитому океану. Из тех же, кто был готов к риску, одни пре тендовали на слишком большую правительственную субсидию, а другие просили от менить импортные таможенные пошлины на ввозимые ими в Сибирь европейские товары, что подрывало основы протекционистской таможенной политики 22. Отзыв морского ведомства был немедленно сообщен российским посланником в Христиании Скотт-Хансену. Негативный ответ, по всей видимости, озадачил нор вежца, поскольку ему представлялась очевидной вся выгода проекта не только для норвежской стороны, но и для самой России. Суть происходившего отражена в доне сении Крупенского С.Д. Сазонову. «Милостивый государь Сергей Дмитриевич, — писал он, — капитан норвежской службы Скотт-Ганзен явился сегодня в Миссию и заявил, что он на днях направится в Санкт-Петербург для переговоров по установле нию пароходных морских рейсов между Норвегией и Сибирью, чрез Карское море. Не желая подвергать его напрасному путешествию, я его ознакомил в общих чертах с взглядом на это дело Морского министерства... Несмотря на это господин Ганзен не изменил своего намерения и надеется убедить Императорское Правительство, что льготные условия, о которых ходатайствует норвежская компания, которой он явля ется представителем, нисколько не устраняет возможность развития русского торго вого флота в наших северных водах. Если же капитану Ганзену откажут в испрашива емых им льготах, то он, насколько мне известно, готов предложить свои услуги к учреждению русской пароходной компании, преследующей ту же цель» 23. Посланник сделал последнюю попытку убедить руководство МИДа принять Скотт-Хансена. «Воздерживаясь от всякого суждения по существу данного дела, — писал он Сазонову, —я, однако, не желаю отказать капитану Гансену (так в тексте. — В.К., Й.Н.) в его просьбе рекомендовать его Вашему Высокопревосходительству, и я делаю это с тем большим удовольствием, что он мне лично знаком, как вполне поря дочный человек. Он пользуется здесь наилучшей репутацией и известен всей Норве гии, как заслуженный сподвижник Нансена» 24. В архивном деле нет письменного ответа Сазонова. Но, судя по тому, что вслед за письмом Крупенского в Петербург министерство вновь запросило ведомства об их отношении к предложению норвежцев, эта реакция, во всяком случае, не была одно значно отрицательной. Думается, правы историки, которые считают, что министер ство иностранных дел усматривало в обращениях иностранцев, по крайней мере, ту пользу, что они будировали назревший вопрос и возбуждали дух соперничества со стороны российских предпринимателей 25. Соответствующие отношения 3-го ноября были вновь адресованы министру тор говли и промышленности В.И. Тимирязеву и руководителю морского ведомства ад миралу Воеводскому 26. Можно предположить, что это была попытка МИДа в случае положительного ответа министра торговли и промышленности противопоставить его позиции, занятой Воеводским, и этим приобрести шанс перевести обсуждение воп роса на межведомственную основу. Однако, морской министр, чье самолюбие было уязвлено, отреагировал быстро и заявил свое несогласие в весьма резкой и категорической форме. В новом письме он подчеркнул, что считает «учреждение норвежской пароходной компании для уста новления пароходных морских рейсов между Норвегией и Сибирью совершенно не допустимым», добавив, однако, что поддержит создание на тех же условиях русской компании, «если все предприниматели будут русскими и преследовать будут русские же интересы» 27. Таким образом, проект Скотт-Хансена потерпел неудачу. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz