Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.

Исполнительным директором будущей компании должен был стать сам Скотт- Хансен. Остальные участники предприятия — судовладельцы, коммерсанты, и адво­ каты. Почти все они были из Христиании. Лишь двое представляли другие, но тоже южно-норвежские города. Создаваемая компания обязывалась перед русским прави­ тельством: установить «срочное и ежегодное» морское сообщение между Норвегией и Сибирью через устье Енисея «до Красноярска»; вывозить ежегодно сибирские про­ дукты, «если к тому не встретится препятствий» по текущим ледовым условиям в размере общей вместимости пароходов около 4 тыс. т; «бесплатно перевозить почту правительства России и Норвегии по реке Енисей и по морю» и, наконец, «всемер­ но» способствовать увеличению товарооборота между Сибирью и Норвегией. Эти обязательства были схожи с теми, которые норвежские пароходные компании обыч­ но выполняли у себя на родине по договору с правительством и пользуясь его финан­ совой поддержкой. Скотт-Хансен и его партнеры ходатайствовали, вместе с тем, и о привилегиях для своей компании, включавших в себя: право беспошлинного ввоза в Россию мате­ риалов для нужд компании и бесплатного выделения под строительство складов в Сибири казенных участков земли и казенных лесоматериалов; уменьшение железно­ дорожного тарифа для сибирских товаров компании, предназначенных к транспорти­ ровке морем, а также в тех случаях, когда по ледовым условиям вывоз морем в теку­ щем году оказывался невозможным; освобождение компании на ряд лет от портовых сборов; снижение таможенных пошлин на ввозимые компанией в Сибирь европейс­ кие товары. В целом, это означало бы для норвежской компании получение прибы­ ли, гарантированной от рисков при резких колебаниях цен на рынке, а также в случае неблагоприятных для вывоза сибирского товара морем в отдельные годы навигаци­ онных условий. О каких-либо монопольных привилегиях речь в документах не шла. В архиве отсутствуют документы, характеризующие реакцию заинтересованных ведомств —министерств торговли и промышленности, финансов и путей сообщения. Однако первый и третий пункты едва ли могли вызвать серьезные возражения. Тем более, что крупные порты в устьях сибирских рек попросту отсутствовали. По-друго­ му обстояло дело в отношении эвентуальной отмены таможенных пошлин на ввоз из Европы в Сибирь промышленных изделий и эксклюзивного снижения железно­ дорожных тарифов для грузов норвежской компании. Такие притязания означали покушение на протекционистскую таможенную политику, а также систему желез­ нодорожных тарифов в России. Оппозиция им со стороны соответствующих пра­ вительственных ведомств, а также представительских организаций крупных про­ мышленников была неизбежна. Тем не менее, российский посланник в Христиании оказал Скотг-Хансену всю помощь, на какую был способен в этих условиях. 17 (30 августа по новому стилю) он отправил товарищу министра иностранных дел С.Д. Сазонову личное рекомендательное письмо, дав в нем отменную характеристику руководителю проекта. «Господин Скотт- Хансен, —писал Крупенский, —собирается сам прибыть в Санкт-Петербург в середине сентября (новый стиль) и представиться Вашему Превосходительству. Хорошо извест­ ный как бывший сподвижник Фритьофа Нансена, он пользуется наилучшей репутацией в Норвегии и в данном деле не преследует только личных, узкоэгоистических интересов, но вполне готов предложить свои услуги и содействие Императорскому правительству, если оно само намерено взяться за исполнение намеченного им плана» х. Поскольку Скотт-Хансен уже собирался в Петербург, новый запрос МИДа о позиции заинтересованных ведомств в отношении предложения норвежцев был от­ правлен руководству морского и военного министерств в срочном порядке. Датирует­ ся документ 28-м августа (по старому стилю). Однако ответ на него вновь поступил лишь через месяц и, если судить по документам, только от морского министра адми­ рала С.А. Воеводского. Глава морского ведомства дал отрицательное заключение о проекте Скотт-Хан- сена и его партнеров, основываясь на мотивах поддержки отечественного торгового судоходства в арктических морях и защиты его от иностранной конкуренции. Вое­ водский полагал, что установление льготных условий для норвежской компании «на­ всегда устранит возможность развития русского торгового флота в наших северных водах и вместе с тем, даст сильный импульс для развития норвежского пароходства». 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz