Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.
Исполнительным директором будущей компании должен был стать сам Скотт- Хансен. Остальные участники предприятия — судовладельцы, коммерсанты, и адво каты. Почти все они были из Христиании. Лишь двое представляли другие, но тоже южно-норвежские города. Создаваемая компания обязывалась перед русским прави тельством: установить «срочное и ежегодное» морское сообщение между Норвегией и Сибирью через устье Енисея «до Красноярска»; вывозить ежегодно сибирские про дукты, «если к тому не встретится препятствий» по текущим ледовым условиям в размере общей вместимости пароходов около 4 тыс. т; «бесплатно перевозить почту правительства России и Норвегии по реке Енисей и по морю» и, наконец, «всемер но» способствовать увеличению товарооборота между Сибирью и Норвегией. Эти обязательства были схожи с теми, которые норвежские пароходные компании обыч но выполняли у себя на родине по договору с правительством и пользуясь его финан совой поддержкой. Скотт-Хансен и его партнеры ходатайствовали, вместе с тем, и о привилегиях для своей компании, включавших в себя: право беспошлинного ввоза в Россию мате риалов для нужд компании и бесплатного выделения под строительство складов в Сибири казенных участков земли и казенных лесоматериалов; уменьшение железно дорожного тарифа для сибирских товаров компании, предназначенных к транспорти ровке морем, а также в тех случаях, когда по ледовым условиям вывоз морем в теку щем году оказывался невозможным; освобождение компании на ряд лет от портовых сборов; снижение таможенных пошлин на ввозимые компанией в Сибирь европейс кие товары. В целом, это означало бы для норвежской компании получение прибы ли, гарантированной от рисков при резких колебаниях цен на рынке, а также в случае неблагоприятных для вывоза сибирского товара морем в отдельные годы навигаци онных условий. О каких-либо монопольных привилегиях речь в документах не шла. В архиве отсутствуют документы, характеризующие реакцию заинтересованных ведомств —министерств торговли и промышленности, финансов и путей сообщения. Однако первый и третий пункты едва ли могли вызвать серьезные возражения. Тем более, что крупные порты в устьях сибирских рек попросту отсутствовали. По-друго му обстояло дело в отношении эвентуальной отмены таможенных пошлин на ввоз из Европы в Сибирь промышленных изделий и эксклюзивного снижения железно дорожных тарифов для грузов норвежской компании. Такие притязания означали покушение на протекционистскую таможенную политику, а также систему желез нодорожных тарифов в России. Оппозиция им со стороны соответствующих пра вительственных ведомств, а также представительских организаций крупных про мышленников была неизбежна. Тем не менее, российский посланник в Христиании оказал Скотг-Хансену всю помощь, на какую был способен в этих условиях. 17 (30 августа по новому стилю) он отправил товарищу министра иностранных дел С.Д. Сазонову личное рекомендательное письмо, дав в нем отменную характеристику руководителю проекта. «Господин Скотт- Хансен, —писал Крупенский, —собирается сам прибыть в Санкт-Петербург в середине сентября (новый стиль) и представиться Вашему Превосходительству. Хорошо извест ный как бывший сподвижник Фритьофа Нансена, он пользуется наилучшей репутацией в Норвегии и в данном деле не преследует только личных, узкоэгоистических интересов, но вполне готов предложить свои услуги и содействие Императорскому правительству, если оно само намерено взяться за исполнение намеченного им плана» х. Поскольку Скотт-Хансен уже собирался в Петербург, новый запрос МИДа о позиции заинтересованных ведомств в отношении предложения норвежцев был от правлен руководству морского и военного министерств в срочном порядке. Датирует ся документ 28-м августа (по старому стилю). Однако ответ на него вновь поступил лишь через месяц и, если судить по документам, только от морского министра адми рала С.А. Воеводского. Глава морского ведомства дал отрицательное заключение о проекте Скотт-Хан- сена и его партнеров, основываясь на мотивах поддержки отечественного торгового судоходства в арктических морях и защиты его от иностранной конкуренции. Вое водский полагал, что установление льготных условий для норвежской компании «на всегда устранит возможность развития русского торгового флота в наших северных водах и вместе с тем, даст сильный импульс для развития норвежского пароходства». 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz