Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.

Состоявшаяся вскоре поездка в Сибирь, очевидно, укрепила уверенность Скогг- Хансена и его партнеров в перспективности и осуществимости задуманного, ибо в мае 1909 г. он предпринимает новые практические шаги, готовясь вступить теперь уже в непосредственные переговоры с руководителями правительственных ведомств, от которых зависело официальное разрешение на осуществление проекта. Крупенский поддерживал норвежское предложение, реализация которого кос­ венным образом способствовала бы и политическому сближению двух стран, что для него являлось важным дипломатическим успехом ” . Поэтому посланник 6 мая (19 мая по нов. ст.) препроводил в Петербург, в министерство иностранных дел под­ робную записку, подготовленную по его указанию секретарем русской миссии Ло- рис-Меликовым и озаглавленную «О проектированном капитаном норвежской служ­ бы Скотт-Хансеном установлении ежегодных пароходных рейсов между Средней Си­ бирью и Западной Европой через Карское море и реки Обь и Енисей» ” . Эта записка содержала значительно более детальные сведения о проекте «Правильные», то есть регулярные, рейсы планировались в летнее навигационное время между Варде в се­ верной Норвегии и Туруханском в Сибири. К вывозу намечались хлеб, лес, кожи, шерсть, лен, рыба, графит, масло, солонина, асбест. К ввозу из Западной Европы — промышленное оборудование, сельскохозяйственные орудия, инструменты, моторы, а также сельдь, соль для рыбы, цемент и прочее. За лето предстояло перевозить примерно по восемь тысяч тонн грузов двумя пароходами, построенными специально для этой цели в усиленном ледовом классе. Каждый из пароходов, вместимостью по 2 тыс. т, должен был совершить за лето по одному рейсу. На будущее Скотт-Хансен предвидел возможность увеличить количе­ ство перевезенных грузов до 16 тыс. тонн. Центральный склад для подготовки грузов к вывозу из Сибири он намечал построить в Красноярске, дополнив его складскими пунктами в Минусинске и Туруханске ” . По мнению Скотт-Хансена, говорилось в записке, «установление такого рода сооб­ щения не замедлит отразиться самым благотворным образом на всем крае, как в отноше­ нии его колонизации, так и всей экономической жизни, не имеющей пока развития вследствие отсутствия постоянного дешевого сообщения с Европой». В заключение ав­ тор записки сообщал «для сведения императорского министерства», что Скотг-Хансен намерен прибыть в Петербург тем же летом, «чтобы войти в личные переговоры с мини­ стерством торговли и промышленности для совместной разработки своего плана» 16. Однако маховик бюрократической машины в Петербурге поворачивался с не­ привычной для норвежцев неторопливостью. Только через месяц после получения вышеназванной записки министерство иностранных дел направило ее копию на зак­ лючение морскому министерству и министерству торговли и промышленности. Как было сказано в сопроводительном письме — «на усмотрение» министров ввиду того значения, какое проект может иметь «с военной точки зрения и для экономической жизни Сибири» ” . Шло время. Скотт-Хансен и его партнеры, так и не дождавшись ответа, пред­ приняли новый шаг. Они направили Крупенскому составленное 29 августа офици­ альное письмо, содержавшее конкретные предложения норвежской стороны и изве­ щавшее о намерении Скотт-Хансена прибыть в Петербург для встречи с министром иностранных дел уже в середине сентября 18. В этом документе были названы по­ именно все восемь норвежских партнеров, объединившихся вокруг идеи. По боль­ шей части это были судовладельцы и торговцы. Генеральным директором всего предприятия был промышленник и инженер Сэм Эйде ” . Его имя могло служить своего рода гарантией солидности всего пред­ приятия. Выходец из состоятельной семьи судовладельца Эйде получил прекрасное инженерное образование в Германии. В 1905 г. при финансовой поддержке крупных норвежских предпринимателей и шведского финансового клана Валленбергов он со­ здал ставшие флагманами новой технологии компании «Элкем» и «Ношк гидро». Предприятия компаний использовали вырабатываемую на гидроэлектростанциях де­ шевую энергию водопадов для организации передового химического производства в Нотоддене (провинция Телемарк), и в особенности для производства азотных удоб­ рений. Тесное сотрудничество Эйде со Скотт-Хансеном ставило весь проект на проч­ ную финансовую и техническую основу. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz