Карелин, В. А. Неосуществленный проект Сигурда Скотт-Хансена (документальный очерк из истории норвежского бизнеса в России) / В. А. Карелин, Й. П. Нильсен // Вопросы истории. - 2009. - № 12. - С. 134-140.
утвердил первые ассигнования на организацию арктической морской гидрографи ческой экспедиции (1910—1915)4. Ей была поставлена задача провести полное гидро графическое обследование всего северного морского пути с востока на запад, подго товив, таким образом, его практическое использование в военных и хозяйственных целях. Это было хотя и запоздалое, но необходимое решение. Кроме того, еще в 1906 г. на проведенном в Иркутске совещании о развитии путей сообщения в Сибири представители ведомств военного и путей сообщения единодушно признали, что северный морской путь служит единственным подспорь ем транссибирской железной дороге в случае новых «военных осложнений» на Даль нем Востоке 5. Уже при проектировании и строительстве транссибирская магистраль была призвана играть не только стратегическую, но также важную экономическую роль. Однако вскоре стало очевидным, что, оставаясь единственной транспортной артерией, ведущей из внутренней России на Восток, она не в состоянии полноценно решить задачу реализации мощного экспортного хозяйственно-сырьевого потенциа ла Сибири и дать импульс ее скорейшей индустриальной, социальной и культурной модернизации. Причинами явились высокие ставки железнодорожных тарифов и низкая, сравнительно с речным и морским транспортом, провозная способность. В конце 1906 и начале 1907 г. городские думы Енисейска, Красноярска, Минусинска, Тобольска направили единодушные ходатайства, указывавшие на необходимость для Сибири дешевого морского пути 6. Иностранный капитал также не остался равнодушным к заманчивой коммер ческой перспективе. Многочисленные плавания норвежских промысловых шхун в Карское море, начиная с 1860—1870-х гг. 7, успешная экспедиция А.Э. Норденшель- да, сумевшего первым пройти вдоль всего арктического побережья Сибири (1878— 1879) и последовавшие затем частые вояжи в Арктику ученых разных стран внушили европейцам уверенность в возможности практического использования северо-вос точного прохода в целях развития прямой торговли с Сибирью. Выгодное географи ческое положение Норвегии на путях предполагаемых коммерческих рейсов в соеди нении с накопленным ее шкиперами большим опытом плаваний в Ледовитом океане и наличием внушительного торгового флота, третьего в мире, обеспечивали северной соседке России серьезные преимущества по сравнению с конкурентами. Летом 1908 г. с инициативой такого рода от имени группы норвежских предпри нимателей обратился в русскую дипломатическую миссию в норвежской столице морской офицер Сигурд Скотт-Хансен. Опытный судоводитель и знаток полярных морей, он имел хорошие связи в деловых кругах Норвегии. Российский посланник в Христиании, А.Н. Крупенский 8 сообщил о предложении норвежца в Петербург в письме на имя товарища министра иностранных дел Н.В. Чарыкова, которому были подведомственны дела по Второму департаменту МИДа («внутренние сношения») Посланник подчеркнул, что Скотт-Хансену группой предпринимателей поручено осу ществление «проекта организации пароходного сообщения между Сибирью и Норве гией», для чего он должен был исследовать возможность устройства порта в устье Енисея и изучить подвозные пути к нему. С этой целью, сообщал Крупенский, нор вежец собирается в ближайшее время выехать в Петербург, а оттуда проследовать в Красноярск, где ему предстоит собрать подробные сведения о товарах, могущих стать предметом вывоза в Норвегию, в частности хлеба, привезенного из южной Сибири по Енисею. На втором месте, по словам Скотт-Хансена, мог бы оказаться вывоз «речной рыбы и дичи», для чего пароходы предполагалось оборудовать холодильни ками. Из Красноярска Скотт-Хансен планировал подняться вверх по течению Ени сея, чтобы изучить условия плавания по этой реке |0. Сообщив представителю русского правительства в Норвегии, еще до поездки в Россию, о своих планах и намерениях и подчеркнув при этом надежду «заинтересо вать русских капиталистов», Скотт-Хансен поступил вполне разумно, предупредив возможные недоразумения и подозрительность со стороны центральных русских вла стей и местных чиновников. Это также давало надежду, что его проект заинтересует российское правительство очевидными, с точки зрения норвежца, коммерческими выгодами от оживления сибирской промышленности и торговли с Европой. Опаса ясь потенциальных конкурентов, он просил Крупенского временно держать в секрете возложенную на него миссию 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz