Карелин, В. А. Русские «деловые интересы» на Шпицбергене и революционные события 1917-1918 гг. / В. А. Карелин // Вестник СПбГУ. - 2014. - Вып. 2. Сер. 2. - С. 33-43.
Между тем Советской власти досталось тяжелое хозяйственное наследство. В конце 1917 г. в стране сложилось катастрофическое положение со снабжением транспорта, промышленных предприятий и электростанций топливом. Произ водство упало на 13% по сравнению с довоенным 1913 г., притом, что потребле ние его во время войны резко возросло [29, с. 158]. Главным центром снабжения страны углем по-прежнему оставался Донбасс. По существу он был единственным угольным районом, на который пала почти вся тяжесть удовлетворения твердым топливом предприятий, работавших на войну, железных дорог и морского флота. Донецкий уголь обеспечивал 50,7% промышленно-технического потребления твер дого топлива в стране. Но и здесь произошло падение добычи на 12,5% в сравнении с предшествующим 1916 г. Выработка угля на одного рабочего в местных шахтах сократилась на 20% [30, с. 523]. Предприятия, которые не сумели заготовить дрова, зачастую вынуждены были останавливать производство. Из-за отсутствия топлива останавливались даже металлургические заводы, расположенные рядом с Донбас сом, например Керченский и Таганрогский. Положение в отдаленных от юга России районах было еще более тяжелым. К концу 1917 г. топливный кризис особенно остро отозвался на Московском и Петроградском районах — основных центрах произ водства предметов военного снабжения [29, с.160]. Не легче было с минеральным топливом на Русском Севере, куда его завозили из Англии. Сказывалась острая не хватка тоннажа. Советская власть как могла пыталась решить проблему обеспечения топливом основных потребностей народного хозяйства. При Совнаркоме декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 г. для управления экономикой был учрежден Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) в качестве высшего советского хозяйственного органа со статусом наркомата. На местах создавались губернские и уездные совнар хозы. Но новой власти на первых порах остро не хватало и опыта, и квалифициро ванных кадров. Сказывался и саботаж чиновников. Порой все это приводило к гру бым ошибкам. Вот как писал об этом Л. Б. Красин * 8 в одном из своих писем: «Боль шевики твердо держат власть в своих руках, проводят энергично множество важных и иногда нужных реформ, а в результате <...> получаются одни черепки» [31, письмо от 16 декабря 1918 г.]. Поэтому руководители большевиков так приветствовали воз вращение в декабре 1917-го к политической деятельности и хозяйственному руко водству Л. Б. Красина, старого партийца, видного инженера, способного организа тора промышленного производства, которого многие современники без различия политических симпатий высоко ценили за знания и опыт. Известна и высокая ле Политехнического института. В 1910 г. уехал в Польшу, где был директором электростанции в г. Лодзь, принадлежавшей ОЭО 1886 г. В 1919 г. эмигрировал (предположительно в Швейцарию). 8 Леонид Борисович Красин (род. 1870 —ум. 1926) — советский государственный и партийный деятель, инженер-технолог, учился в Санкт-Петербургском, затем Харьковском технологическом ин ститутах. Участник социал-демократического движения в России с 1890 г., член ЦК РСДРП в 1903- 1907 гг. Позднее отошел от партийной деятельности. Поступил на работу в немецкую фирму «Сименс и Шуккерт» в Берлине. С 1913 г. — генеральный представитель фирмы «Сименс Шукерт» в России. В декабре 1917 г. принял предложение Ленина и Троцкого войти в состав делегации на перегово рах с немцами в Брест-Литовске, завершившихся Брестским миром. Вскоре восстановил членство в большевистской партии. Член ЦК ВКП(б) в 1924-1926 гг., член ЦИК СССР 1-3-го созывов. В 1918 г. был председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, одновременно членом Президиума ВСНХ, членом Совета Обороны. В ноябре 1918 — июне 1920 г. — народный комиссар (нарком) торговли и промышленности. В марте 1919 —декабре 1920 г. — нарком путей сообщения. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz