Карелин, В. А. Русские «деловые интересы» на Шпицбергене и революционные события 1917-1918 гг. / В. А. Карелин // Вестник СПбГУ. - 2014. - Вып. 2. Сер. 2. - С. 33-43.

Между тем Советской власти досталось тяжелое хозяйственное наследство. В конце 1917 г. в стране сложилось катастрофическое положение со снабжением транспорта, промышленных предприятий и электростанций топливом. Произ­ водство упало на 13% по сравнению с довоенным 1913 г., притом, что потребле­ ние его во время войны резко возросло [29, с. 158]. Главным центром снабжения страны углем по-прежнему оставался Донбасс. По существу он был единственным угольным районом, на который пала почти вся тяжесть удовлетворения твердым топливом предприятий, работавших на войну, железных дорог и морского флота. Донецкий уголь обеспечивал 50,7% промышленно-технического потребления твер­ дого топлива в стране. Но и здесь произошло падение добычи на 12,5% в сравнении с предшествующим 1916 г. Выработка угля на одного рабочего в местных шахтах сократилась на 20% [30, с. 523]. Предприятия, которые не сумели заготовить дрова, зачастую вынуждены были останавливать производство. Из-за отсутствия топлива останавливались даже металлургические заводы, расположенные рядом с Донбас­ сом, например Керченский и Таганрогский. Положение в отдаленных от юга России районах было еще более тяжелым. К концу 1917 г. топливный кризис особенно остро отозвался на Московском и Петроградском районах — основных центрах произ­ водства предметов военного снабжения [29, с.160]. Не легче было с минеральным топливом на Русском Севере, куда его завозили из Англии. Сказывалась острая не­ хватка тоннажа. Советская власть как могла пыталась решить проблему обеспечения топливом основных потребностей народного хозяйства. При Совнаркоме декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 г. для управления экономикой был учрежден Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) в качестве высшего советского хозяйственного органа со статусом наркомата. На местах создавались губернские и уездные совнар­ хозы. Но новой власти на первых порах остро не хватало и опыта, и квалифициро­ ванных кадров. Сказывался и саботаж чиновников. Порой все это приводило к гру­ бым ошибкам. Вот как писал об этом Л. Б. Красин * 8 в одном из своих писем: «Боль­ шевики твердо держат власть в своих руках, проводят энергично множество важных и иногда нужных реформ, а в результате <...> получаются одни черепки» [31, письмо от 16 декабря 1918 г.]. Поэтому руководители большевиков так приветствовали воз­ вращение в декабре 1917-го к политической деятельности и хозяйственному руко­ водству Л. Б. Красина, старого партийца, видного инженера, способного организа­ тора промышленного производства, которого многие современники без различия политических симпатий высоко ценили за знания и опыт. Известна и высокая ле­ Политехнического института. В 1910 г. уехал в Польшу, где был директором электростанции в г. Лодзь, принадлежавшей ОЭО 1886 г. В 1919 г. эмигрировал (предположительно в Швейцарию). 8 Леонид Борисович Красин (род. 1870 —ум. 1926) — советский государственный и партийный деятель, инженер-технолог, учился в Санкт-Петербургском, затем Харьковском технологическом ин­ ститутах. Участник социал-демократического движения в России с 1890 г., член ЦК РСДРП в 1903- 1907 гг. Позднее отошел от партийной деятельности. Поступил на работу в немецкую фирму «Сименс и Шуккерт» в Берлине. С 1913 г. — генеральный представитель фирмы «Сименс Шукерт» в России. В декабре 1917 г. принял предложение Ленина и Троцкого войти в состав делегации на перегово­ рах с немцами в Брест-Литовске, завершившихся Брестским миром. Вскоре восстановил членство в большевистской партии. Член ЦК ВКП(б) в 1924-1926 гг., член ЦИК СССР 1-3-го созывов. В 1918 г. был председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, одновременно членом Президиума ВСНХ, членом Совета Обороны. В ноябре 1918 — июне 1920 г. — народный комиссар (нарком) торговли и промышленности. В марте 1919 —декабре 1920 г. — нарком путей сообщения. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz