Карелин, В. А. Русские «деловые интересы» на Шпицбергене и революционные события 1917-1918 гг. / В. А. Карелин // Вестник СПбГУ. - 2014. - Вып. 2. Сер. 2. - С. 33-43.

архипелагом, а также оценить влияние этого поворота на жизнеспособность рус­ ских угольных предприятий. К 1917 г. на Шпицбергене были уже зарегистрированы и действовали, находясь в русской юрисдикции, три предприятия: Товарищество на вере «Грумант» (1912) [13, л. 13-17, 19], «Русская Шпицбергенская компания» (1913) [14, л. 1-2 (с об.)] и торго­ вый дом «М. Левин и Ко» (1914) [15, л. 41, 45, 50-56]. Их создание было напрямую связано с правительственной политикой насаждения на Шпицбергене русских «де­ ловых интересов», которые, по замыслу МИД, призваны укрепить переговорные позиции царской дипломатии на международных Шпицбергенских конференциях (1910, 1912 и 1914 гг.), на которых решался вопрос о правовом статусе и порядке управления стратегически важным для безопасности Севера России архипелагом (вкупе с островом Медвежьим). Царскому правительству на предварительных (прелиминарных) конференциях 1910 и 1912 г., в которых участвовали представители трех северных стран — Рос­ сии, Норвегии и Швеции, удалось достичь успеха. Выработанный проект конвенции «о правопорядке» предусматривал не только признание принципа «terra nullius» — «ничейного» положения островов, их нейтрального и демилитаризованного статуса, но и создание коллективных международных органов администрирования с непо­ средственным участием трех стран [8, с. 75-102]. В них де-факто доминировала бы Россия как наиболее сильная. Однако этот проект встретил со стороны делегаций США и Германии упорное противодействие. Оно привело «большую» конференцию в 1914 г. в Христиании к неудаче [16, л. 99-101-а; 17, гл. 3]. Таким образом, Шпицбер­ генский вопрос до начала мировой войны так и не был разрешен. Но в Петрограде рассчитывали, и не без оснований, что ожидаемое поражение Германии и поддерж­ ка союзников обеспечат России возможность реализовать намеченную правитель­ ством программу после войны. Между тем перед руководителями русских угольных компаний на Шпицбер­ гене встала задача организовать добычу минерального топлива в индустриальных масштабах. Она предполагала инвестирование в производство крупных капиталов и привлечение как технических специалистов, так и квалифицированной рабочей силы. Успех во многом зависел от гарантий рентабельности технологически слож­ ного дела, к тому же для Арктики нового и, следовательно, особенно рискованно­ го. В таких условиях царское правительство пошло навстречу предпринимателям. В феврале 1913 г. Совет министров «по ходатайству группы предпринимателей» принял важное постановление [15, л. 19-24 об.]. Было решено наделить русские предприятия на архипелаге привилегией беспошлинного ввоза топлива в Балтий­ ские порты (для Русского Севера льгота в виде освобождения импортного угля от таможенных платежей уже существовала). Власти, таким образом, надеялись, что принятое решение, во-первых, будет способствовать уменьшению зависимости Прибалтийского и Петербургского промышленных районов от завоза угля из Анг­ лии; во-вторых, наладится снабжение топливом «пароходного сообщения Архан­ гельска и Сибирских рек»; а в третьих, в документе говорилось и о стратегическом расчете: «осуществление проектируемой меры представляет... интерес в смысле соз­ дания станции для морского пути (боевых кораблей. — В. К.) из Балтийского моря на наш Крайний Север и в Сибирь» [15, л. 24 об.]. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz