Карелин, В. А. Нахтигаль, Райнхард. Мурманская железная дорога. Использование рабочего потенциала военнопленных на строительстве железнодорожной линии, связанной с важным в военном отношении портом : [рецензия на книгу] / В. А. Карелин, Т. А. Соколовская // Вестник "Баренц-центра" МГПУ. - 2009. - № 8. - С. 126-131.
Бегло затронув в качестве вступления вопросы начальной стадии строительства Мурманской ж.д. и ее стратегического значения, автор затем основное внимание уделил выявлению, данных о динамике чис ленности германо-австрийских военнопленных, доставленных на строй ку в разные годы, условиям их труда и быта, отношению к ним местного населения и охраны, показателям заболеваемости и уровня смертности, причинам и способам эвакуации с Мурманстройки. Специально освещен вопрос о том, как германское правительство разными средствами пыталось оказать давление и побудить русские власти позаботиться об улучшении положения немецких пленных, то апеллируя к международному общественному мнению, то намеренно ухудшая условия содержания в германском плену русских офицеров (положение русских «нижних чинов» в плену в массе своей было столь плачевным, что значительно ухудшить его уже просто не представля лось возможным). Следует отметить, что автор в отдельной главе показал, привлекая, в частности, мемуары и архивные материалы военных ведомств в Вене и Берлине, как усилиями представителей германской военной разведки и дипломатической миссии в Швеции была организована эффективно действовавшая целая система мер оказания помощи беглецам, пытав шимся через Финляндию и Норвегию вырваться из плена и вернуться на родину.12 Побеги облегчались близостью границ нейтральных госу дарств, а также помощью беглецам со стороны населения Финляндии и Швеции и сочувствием их властей. Тем более, что немцы щедро, не жа лея денег поощряли эту помощь. Автор пишет, что затрудняется назвать общее количество успешно завершившихся побегов. Надежных данных об этом нет. Но зато есть сообщения о том, что в результате шведско-финской инициативы по ор ганизации помощи беглецам доля пленных, уходивших из России с 1916 г. возросла. По мнению автора, исходя из некоторых цифр, можно ори ентировочно считать, что за период между 1915 г. и весной 1918 г. из района Мурманстройки бежали пленные в количестве, представленном четырехзначной цифрой. Не ограничившись важным, но сугубо специальным вопросом о ро ли германо-австрийских пленных в сооружении дороги, соединившей Петроград с Мурманом, Р. Нахтигаль в своей работе попытался рас смотреть события в широком историческом, стратегическом и междуна родном контексте. Думается, не все ему в этом плане удалось, но иссле дование, несомненно, послужит заметным вкладом в историографию первой мировой войны и Русского Севера. Новое издание своей книги (2007) немецкий ученый дополнил дан ными британских архивов, что должно было по замыслу исследователя 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz