Карелин, В. А. Нахтигаль, Райнхард. Мурманская железная дорога. Использование рабочего потенциала военнопленных на строительстве железнодорожной линии, связанной с важным в военном отношении портом : [рецензия на книгу] / В. А. Карелин, Т. А. Соколовская // Вестник "Баренц-центра" МГПУ. - 2009. - № 8. - С. 126-131.

Бегло затронув в качестве вступления вопросы начальной стадии строительства Мурманской ж.д. и ее стратегического значения, автор затем основное внимание уделил выявлению, данных о динамике чис­ ленности германо-австрийских военнопленных, доставленных на строй­ ку в разные годы, условиям их труда и быта, отношению к ним местного населения и охраны, показателям заболеваемости и уровня смертности, причинам и способам эвакуации с Мурманстройки. Специально освещен вопрос о том, как германское правительство разными средствами пыталось оказать давление и побудить русские власти позаботиться об улучшении положения немецких пленных, то апеллируя к международному общественному мнению, то намеренно ухудшая условия содержания в германском плену русских офицеров (положение русских «нижних чинов» в плену в массе своей было столь плачевным, что значительно ухудшить его уже просто не представля­ лось возможным). Следует отметить, что автор в отдельной главе показал, привлекая, в частности, мемуары и архивные материалы военных ведомств в Вене и Берлине, как усилиями представителей германской военной разведки и дипломатической миссии в Швеции была организована эффективно действовавшая целая система мер оказания помощи беглецам, пытав­ шимся через Финляндию и Норвегию вырваться из плена и вернуться на родину.12 Побеги облегчались близостью границ нейтральных госу­ дарств, а также помощью беглецам со стороны населения Финляндии и Швеции и сочувствием их властей. Тем более, что немцы щедро, не жа­ лея денег поощряли эту помощь. Автор пишет, что затрудняется назвать общее количество успешно завершившихся побегов. Надежных данных об этом нет. Но зато есть сообщения о том, что в результате шведско-финской инициативы по ор­ ганизации помощи беглецам доля пленных, уходивших из России с 1916 г. возросла. По мнению автора, исходя из некоторых цифр, можно ори­ ентировочно считать, что за период между 1915 г. и весной 1918 г. из района Мурманстройки бежали пленные в количестве, представленном четырехзначной цифрой. Не ограничившись важным, но сугубо специальным вопросом о ро­ ли германо-австрийских пленных в сооружении дороги, соединившей Петроград с Мурманом, Р. Нахтигаль в своей работе попытался рас­ смотреть события в широком историческом, стратегическом и междуна­ родном контексте. Думается, не все ему в этом плане удалось, но иссле­ дование, несомненно, послужит заметным вкладом в историографию первой мировой войны и Русского Севера. Новое издание своей книги (2007) немецкий ученый дополнил дан­ ными британских архивов, что должно было по замыслу исследователя 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz