Карелин, В. А. Российско-норвежская торговля начала ХХ столетия в экспертной оценке современника / В.А. Карелин // Вестник "Баренц-Центра" МГПУ. - 2008. - № 7. - С. 54-63.

ным количеством подмесей» (выделено в документе - К.В.). «При гро­ мадном влиянии, которым пользуются аграрии в норвежском парламен­ те, -предупреждал он, - резолюция эта может повести за собой, пожалуй, известные мероприятия, которые могут особенно вредно отразиться на специально на русском экспорте (выделено в документе - К.В ), так как именно наше зерно отличается, как известно, наибольшей засоренно­ стью».24 Другая группа причин заключалась, по мнению Гольдштейна, в применении немцами экспортных премий на зерно и муку и чрезмерно высоких фрахтах российских пароходных компаний и таких же высоких сборах при вывозе хлеба через российские порты. Так, по данным, соб­ ранным экспертом, портовый сбор в рижском порту составлял 47 копеек с одной тонны груза (что составляло примерно одну германскую марку), в то время как в немецком Данциге он в пересчете по курсу равнялся всего 11-ти с половиной копеек (0,25 марки).25 В результате, транспор­ тировка грузов из России средним грузовым пароходом водоизмещени­ ем в 2-3 тысячи тонн шедшим прямым рейсом приводила к ощутимым дополнительным зазратам (от 720 до 1 000 руб. за рейс).26 Таким образом, Россия, как сграна-эксиортер, столкнулась с крайне негативными последствиями сложившейся ситуации: возникла реальная уіроза потери норвежского («непосредственного») рынка сбыта; усили­ лась экономическая зависимость от немецких оптовых торговых фирм; российские судовладельцы и торговые порты теряли клиентуру и «сни­ жали свои обороты», а в результате терпели финансовые потери (упу­ щенная выгода). С другой стороны, усилилась посредническая роль Гер- мании; ее торговый флот и порты, через которые шла значительная часть русского экспорта, увеличили свои доходы. По отношению к пшенице «самым опасным конкурентом» русских экспортеров на норвежском рынке были Соединенные Штаты. За четы­ рехлетие (с 1907 по 1910 годы) в Норвегию в среднем ежегодно ввози­ лось около 204 тысяч центнеров пшеницы в зерне и 508 тысяч центнеров пшеничной муки. К 1909 - 1910 гг. доля Америки по ввозу пшеничной муки увеличилась более, чем вдвое и достигала двух пятых (39-44%).27 В борьбе соперников за норвежский рынок немалую роль играли условия транспортировки грузов. В связи с ожидавшимся открытием Панамского канала и снижением фрахтов норвежцы и шведы учредили океанскую пароходную линию для транспортировки дешевой пшеницы из западных штатов Америки. С мая 1913 года владельцы пароходных компаний готовились также открыть новую, Норвежско-Американскую линию. Ее назначение было доставлять эмигрантов в Новый Свет, а на обратном пути от восточного побережья США и Канады брать груз зер­ на и муки. Новой линии была обещана крупная субсидия от норвежско­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz