Карелин, В. А. Инцидент на российско-норвежской границе на праздник Крещения в январе 1913 года и его "политическое эхо" / В. А. Карелин // Вестник «Баренц-центра» МГПУ. - 2006. - № 5'05. - С. 60-70.
вырезку. Одновременно, по телеграфу он запросил у священника Бори соглебской церкви, Константина Щеколдина, с которым был лично зна ком, дополнительные подробности происшествия. Настоятель Пазрецкой церкви 31 января ответил обстоятельным пись мом, в общем подтвердившим газетное сообщение, но содержавшим в дополнение любопытные детали. «Милостивый государь Федор Лаврен тьевич, - писал священник, - вследствие Вашей телеграммы от 27 января имею честь сообщить Вашему Высокородию просимые сведения и про исшествии, бывшем в Пазрецкой Борисоглебской церкви 6 сего января. В праздник Богоявления Господня 6 сего января во время совершения Бо жественной литургии в церкви кроме прихожан и приезжавших бого мольцев из Печенгского прихода прибыло много норвежцев и шведов лютеранского исповедания из Киркенеса (в Норвегии), где находится ру докопный завод при железных приисках. Верст в десяти от церкви. Всех иностранцев было, полагаю, свыше 200 человек. Православных же мень ше. Пока в церкви совершали Литургию, иностранцы, стоявшие более в паперти, а только небольшая часть была в самой церкви, вели себя до вольно скромно, ибо хотя некоторые дозволяли разговаривать между собой, но не заглушали чтения и пения. По окончании Литургии я вышел к приготовленному столику с Чашей воды на средину церкви для совершения освящения воды, ибо крестный ход на Иордан по реку положено было не совершать, потому что, с одной стороны, было очень холодно (около 20 градусов по Реомюру), а другое - главное, лед на реке был некрепкий. Река Паз очень быстрая, и лед об разовался перед праздником дня за два, и непослушная толпа народа при многолюдстве должна погрузиться в воду, когда легко могли бы произой ти разные беспорядки и особенно потому, что иностранцы многие были выпивши. Во избежание этого и решено было не ходить на реку. А освя щение воды совершить в церкви. Тогда иностранцы стали разговаривать между собой громко, так, что невозможно было различить, читают или разговаривают. Общим говором своим все заглушили. Видя такое безобразие, я два раза на норвежском языке просил прекратить разговоры или выйти из церкви. Иностранцы на мою просьбу не обратили никакого внимания, но еще громче стали гово рить. О выходе из церкви они сами и не думали, а об удалении же их нельзя было и думать во избежание могущего произойти скандала. Бого служение кончилось. Иностранцы, однако, продолжали стоять в церкви и не выходили, но наконец-таки удалились. После богослужения слышал еще, что у иных иностранцев по обычаю всегда имеющих при себе за поясом в ножнах ножик, вынули их из ножен и держали вверху будто бы для того, чтобы у них другие не украли. Эта ли цель была их или другая какая - не знаю. Был в церкви и полицейский урядник, и им поставлен был к церковным дверям десятский-лопарь, что бы не дозволял входить в церковь пьяным. Но что мог сделать один при таком многолюдстве. Сам урядник стоял в церкви и не дозволял норвеж цам проходить ближе к иконостасу, где они еще более легко могли сде лать беспорядки. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz