Карелин, В. А. Норвегия и норвежцы глазами русских в 1814-1917 гг. (по печатным материалам) / В. А. Карелин // Скандинавские чтения 2006 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. - Санкт-Петербург, 2008. - С.264-281.
Интерес и одобрение вызывает у помора добротное и удобное уст ройство норвежской пристани, которая «сажень на тридцать выдается в море, довольно порядочная, деревянная, на столбах < ...> ; здесь подходят суда к пристани и сгружают все громоздкие товары»30. Сама меновая тор говля была выгодна как поморам, так и местным рыбакам. Кроме того, — пишет автор, — «некоторые из русских сами занимаются ловлей трески, сайды и палтусины в окрестностях Вардегуса, приобретая это право приво зимой мукой, которой платят владетелям рыболовных тоней»31. Благодаря общению русские и норвежцы в морском и рыбном промыс лах стараются заимствовать друг у друга лучшие приемы и технику лова. Причем автор в отдельных случаях находит нужным упрекнуть норвеж цев в косности и плохой восприимчивости к передовому опыту поморов. Новый, более продуктивный способ ловли сайды, начатый, как он пишет, «первоначально Русскими, у которых переняли Норвежцы, ныне оставлен ими». Дороговизна специально изготовленных сетей «отбивает охоту на предприятие у Норвежцев, которые, придерживаясь старины, противятся новому предприятию, хотя польза его доказана неоднократными опытами Русских»32. Любопытно, что через почти 30 лет совсем другой наблюдатель, швейцарский ученый Карл Фогт, подтвердит его заключения. Он зафикси ровал все еще сохранявшийся консерватизм норвежских рыбаков в приме нении орудий, способов лова и обработки рыбы, что плохо отражалось на качестве и цене их продукции на европейском рынке33. К местным торговым обычаям автор отнесся критически. Мелкие тор говцы Варде, «которые издавна находятся в торговых сношениях с Россией, имеют при домах нечто вроде мелочной лавки, заменяющей трактир и пи тейный дом. Тут можно торговаться, пить и покупать. В одном углу — бу фет, в другом — продают в разновеску чай, кофе, сахар и прочее. Тут же меряют сукна, ситцы. Разрезывают платки и те из них, которые не нравятся покупателю, бросают в угол комнаты, на пол. Вытаскивают потом новые товары за конец куска, предлагая покупателю измятое, часто рваное и гряз ное. Словом, дорогой товар с дешевым в одинаковом небрежении, и оттого посредственной ценности». Торговцы стараются навязать покупателю-помору контрабанду: чай, кофе, сахар, ром. «Богатый Русский, — пишет автор, — отвергает это ус ловие, не соответственное видам честного торговца. А бедный или пос редственного состояния покоряется тяжкому условию и берет в придачу к товару за выгодную цену контрабанду, не думая о последствиях»34. Другой способ — навязывание своего торгового посредничества. «Норвежцы, так 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz