Карелин, В. А. Норвегия и норвежцы глазами русских в 1814-1917 гг. (по печатным материалам) / В. А. Карелин // Скандинавские чтения 2006 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. - Санкт-Петербург, 2008. - С.264-281.

Интерес и одобрение вызывает у помора добротное и удобное уст­ ройство норвежской пристани, которая «сажень на тридцать выдается в море, довольно порядочная, деревянная, на столбах < ...> ; здесь подходят суда к пристани и сгружают все громоздкие товары»30. Сама меновая тор­ говля была выгодна как поморам, так и местным рыбакам. Кроме того, — пишет автор, — «некоторые из русских сами занимаются ловлей трески, сайды и палтусины в окрестностях Вардегуса, приобретая это право приво­ зимой мукой, которой платят владетелям рыболовных тоней»31. Благодаря общению русские и норвежцы в морском и рыбном промыс­ лах стараются заимствовать друг у друга лучшие приемы и технику лова. Причем автор в отдельных случаях находит нужным упрекнуть норвеж­ цев в косности и плохой восприимчивости к передовому опыту поморов. Новый, более продуктивный способ ловли сайды, начатый, как он пишет, «первоначально Русскими, у которых переняли Норвежцы, ныне оставлен ими». Дороговизна специально изготовленных сетей «отбивает охоту на предприятие у Норвежцев, которые, придерживаясь старины, противятся новому предприятию, хотя польза его доказана неоднократными опытами Русских»32. Любопытно, что через почти 30 лет совсем другой наблюдатель, швейцарский ученый Карл Фогт, подтвердит его заключения. Он зафикси­ ровал все еще сохранявшийся консерватизм норвежских рыбаков в приме­ нении орудий, способов лова и обработки рыбы, что плохо отражалось на качестве и цене их продукции на европейском рынке33. К местным торговым обычаям автор отнесся критически. Мелкие тор­ говцы Варде, «которые издавна находятся в торговых сношениях с Россией, имеют при домах нечто вроде мелочной лавки, заменяющей трактир и пи­ тейный дом. Тут можно торговаться, пить и покупать. В одном углу — бу­ фет, в другом — продают в разновеску чай, кофе, сахар и прочее. Тут же меряют сукна, ситцы. Разрезывают платки и те из них, которые не нравятся покупателю, бросают в угол комнаты, на пол. Вытаскивают потом новые товары за конец куска, предлагая покупателю измятое, часто рваное и гряз­ ное. Словом, дорогой товар с дешевым в одинаковом небрежении, и оттого посредственной ценности». Торговцы стараются навязать покупателю-помору контрабанду: чай, кофе, сахар, ром. «Богатый Русский, — пишет автор, — отвергает это ус­ ловие, не соответственное видам честного торговца. А бедный или пос­ редственного состояния покоряется тяжкому условию и берет в придачу к товару за выгодную цену контрабанду, не думая о последствиях»34. Другой способ — навязывание своего торгового посредничества. «Норвежцы, так 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz