Карелин, В. А. Внешнеторговые операции российских предпринимателей в Норвегии накануне первой мировой войны «в зеркале» статистики и экспертных оценок современников / В. А. Карелин // Российское предпринимательство в XIX - первой трети XX века: личности, фирмы, институциональная среда: материалы международной научной конференции 19-21 октября 2007 года. - СПб., 2007. - С.172-177.

манской экономической экспансии.1 В число этих стран, по мысли автора записки, естественным образом входит Норвегия, поскольку Гольдштейн также как и автор первой записки, высоко оценивает потенциальное значение для российских предпринимателей быстро растущего норвежского рынка.2 Вместе с тем, документ содержит анализ причин постепенной, но неуклонной сдачи российскими предпринимателями своих по­ зиций на рынке Норвегии под напором конкурентов (прежде всего, немецких фирм). К этим причинам автор относит и недостаточную добросовестность ряда русских экспортных фирм в деле соблюде­ ния условий заключенных контрактов, и плохое знание требований норвежского рынка, а «часто прямое нежелание»3 (выделено в доку­ менте — КВ.') изучить и приспособиться к ним. Последнее свое за­ ключение автор убедительно иллюстрирует рядом приведенных фактов.4 К другим факторам, из-за которых русские внешнеторговые фирмы уступают конкурентам свои позиции на норвежском рынке, автор относит агрессивную торговую политику Германии, энергич­ но поощрявшей вывозными премиями свой экспорт зерна и муки. А также чрезмерные, сравнительно с немецкими, портовые сборы в русских гаванях и высокие фрахты при вывозе грузов непосредст­ венно из России. 1«. ..Война оправдала, - писал он позднее, - мой прогноз по поводу ненадежно­ сти традиционной дружбы Германии к России и необходимости для нас тесного экономического сближения с Англией, Францией, Бельгией, скандинавскими госу­ дарствами, Италией..» (И.М. Гольдштейн. Немецкое иго и освободительная война. М., 1915. С.4). 2РГИА Ф. 22. Оп. 3. Д. 149. Л. 138. 3Там же. Л. 143. 4 Во время посещения и знакомства с Национальным справочным бюро Норве­ гии по внешней торговле Гольдштейн с удивлением обнаружил там «целый боль­ шой шкаф, наполненный сотнями образцов всевозможных земледельческих про­ дуктов, вывозимых Аргентиной», занимавшей на рынке Норвегии довольно скром­ ное место. Что же касается образцов продуктов «нашего экспорта», пишет он с со­ жалением, «го их имелось лишь ничтожное число...» (РГИА. Ф. 22. Оп. 3. Д. 149. Л. 146). Аналогичные претензии высказаны им по отношению не только к россий­ ским предпринимателям - экспортерам хлеба, но также и к сахарозаводчикам - «небрежность, которых проявилась в том, что те, несмотря на запросы норвежских фирм, «не сообщили еще своих цен на будущую компанию, тогда как немцы давно уже сделали это. Благодаря этому немцы успели уже захватить значительную часть поставок на будущий год» (Гам же. Л. 139). 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz