Карелин, В. А. Шпицбергенский вопрос и судьба русских угольных предприятий на архипелаге в 1917–1925 гг. / В. А. Карелин // Российская история. - 2014. - № 6. - С. 142-157.
провозглашался демилитаризованной территорией, на которой Норвегия обя залась «не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы» и «не строить никаких укреплений». Эти земли, говорилось в документе, «никогда не должны быть использованы в военных целях». В итоге норвежский суве ренитет способствовал обеспечению стратегического равновесия между вели кими державами41. Если иметь в виду лишь держав-победительниц и забыть о России и Германии, то с такой точкой зрения, пожалуй, можно согласиться. Кроме того, в договоре перечислялись многочисленные сервитуты в пользу свободной хозяйственной, научной, коммерческой деятельности и судоходства иностранных граждан и компаний стран, подписавших договор или присоеди нившихся к нему. Например, в ст. 3 отмечалось: «Граждане всех Высоких Дого варивающихся Сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей... и право остановки в них; они могут заниматься в них, без каких-либо препятствий, при условии соблю дения местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышлен ными, горными или торговыми операциями на условиях полного равенства. Они будут допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоход ным, промышленным, горным и коммерческим делом и к его эксплуатации, как на суше, так и в территориальных водах, причём не может быть создана никакая монополия в отношении чего-либо и в отношении какого бы то ни было предприятия». Так подданные всех держав получили юридическую гарантию сохранения равных прав на эксплуатацию природных богатств архипелага как общедоступ ного владения, т.е. тех прав, которыми они уже пользовались до заключения Шпицбергенского договора. И в этом смысле они были равноправны как между собой, так и в сравнении с суверенными хозяевами архипелага - норвежцами. Ст. 7 в дополнение требовала, чтобы Норвегия предоставила всем «гражданам Высоких Договаривающихся Сторон» режим, основанный на полном равенстве «в отношении способов приобретения права собственности, пользования им и его осуществления, включая право заниматься горным делом»42. Полномочия же Норвегии оказались, по сути, сведены преимущественно к функции управления, администрирования архипелагом. Однако и здесь были поставлены строгие рамки. Все взимаемые налоги, пошлины и сборы, говори лось в ст. 8, следовало употребить исключительно на нужды самого Шпицбер гена. Они должны были устанавливаться норвежскими властями только в той мере, в которой это оправдывалось их назначением. Что же касается экспорта продукции горной промышленности, главной отрасли, интересующей творцов договора, то правительство Христиании лишилось права устанавливать тамо женную пошлину выше 1%. Не удивительно, что радость, с которой норвежское общество встретило договор, затем сменилась разочарованием. Острые разно гласия обнаружились даже в правительстве: министр юстиции О.Б. Халворсен выступил против подписания договора в том виде, который, по его мнению, ущемлял суверенитет и достоинство его страны. Более того, получаемые Христианией выгоды могли против её ожиданий оказаться меньше затрат и рисков, вызванных из-за обладания новой коло нией43. Один из таких рисков был связан с «самым упорным соперником» 41 Фифе Р.Э. Указ. соч. С. 173. 42Договор о Шпицбергене... 43Mathisen Т. Ор. cit. Р. 143-145. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz