Карелин, В. А. Шпицбергенский вопрос и судьба русских угольных предприятий на архипелаге в 1917–1925 гг. / В. А. Карелин // Российская история. - 2014. - № 6. - С. 142-157.

В таких условиях руководители «Торгового дома “Грумант”», не надеясь на эффективную защиту своих интересов со стороны дипломатов, привлекли к участию в предприятии английский капитал и перерегистрировали свою компанию в Лондоне как акционерное общество «Англо-русский Грумант», оставив за собой основную долю акций и представительство в правлении63. Тем самым предприятие обеспечило себе защиту со стороны властей Вели­ кобритании, упрочив тем самым своё юридическое положение. Однако пер­ спективы его экономического развития оставались неблагоприятными, даже несмотря на высокое качество добываемого угля, неплохую конъюнктуру цен на топливном рынке и упавшие после войны фрахты. Причины заключались в том, что Норвегия, Швеция и Голландия, наученные горьким опытом блокадной политики Антанты, ущемлявшей интересы торговли «северных нейтралов», всячески старались способствовать бурному развитию угледобычи на арктическом архипелаге, чтобы в будущем не допустить своей зависимости со стороны Англии или Германии. Все предприятия-конкуренты «Груманта», действовавшие на Шпицбергене во время войны и после её окон­ чания, опирались на поддержку своих правительств, проявлявшуюся в разных формах: гарантированные заказы для национальной железнодорожной сети и судоходства; выдача крупных льготных авансов под будущие поставки угля, что решало проблему формирования оборотного капитала, и участие государ­ ства в акционерном капитале предприятий; прямые субсидии «своим» компа­ ниям64. Ничем подобным не мог воспользоваться «Англо-русский Грумант». По признанию Нахимсона, он был «пока самым малым» из действовавших на архипелаге предприятий. В 1921 г. компания вывезла на материк всего лишь 6 тыс. т угля, в 1922 г. - 7 тыс. т, что было в десять раз (!) меньше того объёма, который экспортировало шведское предприятие «Свеа Груман» («Svea Gruman АВ»65. «Англо-русский Грумант», вынужденный завозить на архипелаг всё снабжение из Северной Норвегии и нанимать на рудники местных шахтёров, по условиям, поставленным норвежскими властями, обязывался весь добытый уголь сбывать на сравнительно небольшом рынке Норвегии. Выходом из такого положения могли стать лишь гарантированные и регулярные поставки уголь­ ной продукции на Русский Север, а также доступ к советскому рынку рабочей силы и дешёвым источникам снабжения. В самой Советской России, изнурён­ ной многолетней войной и блокадой, повсеместно ощущался угольный голод, особенно на севере. После окончания в феврале 1920 г. Гражданской войны и бегства остатков белых из Архангельска в Норвегию проблема снабжения на Мурманском побережье лесозаготовок, судоходства, железной дороги, электро­ станций и портового хозяйства углём, а населения - продовольствием, крайне обострилась. Не исключалась даже такая чрезвычайная мера, как временная эвакуация населения Мурманска, которому для поддержания полноценной хозяйственной жизни требовалось около ПО тыс. т угля в год, в то время как весной 1920 г. оставалось всего 90 т66. В последующих усилиях наладить по­ ставки шпицбергенского угля на Север России большую роль сыграл Р.Л. Са- мойлович, назначенный в 1920 г. начальником Северной научно-промысловой 63РГАЭ, ф. 466, on. 1, д. 49, л. 25-48. Устав АО «Англо-русский Грумант» (Лондон) утвер­ ждён 4 мая 1920 г. 64Там же, л. 7. 65Там же, д. 51, л. 7. 66Там же, ф. 413, оп. 2, д. 388, л. 55. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz