Карелин, В. А. Шпицбергенский вопрос и судьба русских угольных предприятий на архипелаге в 1917–1925 гг. / В. А. Карелин // Российская история. - 2014. - № 6. - С. 142-157.
В таких условиях руководители «Торгового дома “Грумант”», не надеясь на эффективную защиту своих интересов со стороны дипломатов, привлекли к участию в предприятии английский капитал и перерегистрировали свою компанию в Лондоне как акционерное общество «Англо-русский Грумант», оставив за собой основную долю акций и представительство в правлении63. Тем самым предприятие обеспечило себе защиту со стороны властей Вели кобритании, упрочив тем самым своё юридическое положение. Однако пер спективы его экономического развития оставались неблагоприятными, даже несмотря на высокое качество добываемого угля, неплохую конъюнктуру цен на топливном рынке и упавшие после войны фрахты. Причины заключались в том, что Норвегия, Швеция и Голландия, наученные горьким опытом блокадной политики Антанты, ущемлявшей интересы торговли «северных нейтралов», всячески старались способствовать бурному развитию угледобычи на арктическом архипелаге, чтобы в будущем не допустить своей зависимости со стороны Англии или Германии. Все предприятия-конкуренты «Груманта», действовавшие на Шпицбергене во время войны и после её окон чания, опирались на поддержку своих правительств, проявлявшуюся в разных формах: гарантированные заказы для национальной железнодорожной сети и судоходства; выдача крупных льготных авансов под будущие поставки угля, что решало проблему формирования оборотного капитала, и участие государ ства в акционерном капитале предприятий; прямые субсидии «своим» компа ниям64. Ничем подобным не мог воспользоваться «Англо-русский Грумант». По признанию Нахимсона, он был «пока самым малым» из действовавших на архипелаге предприятий. В 1921 г. компания вывезла на материк всего лишь 6 тыс. т угля, в 1922 г. - 7 тыс. т, что было в десять раз (!) меньше того объёма, который экспортировало шведское предприятие «Свеа Груман» («Svea Gruman АВ»65. «Англо-русский Грумант», вынужденный завозить на архипелаг всё снабжение из Северной Норвегии и нанимать на рудники местных шахтёров, по условиям, поставленным норвежскими властями, обязывался весь добытый уголь сбывать на сравнительно небольшом рынке Норвегии. Выходом из такого положения могли стать лишь гарантированные и регулярные поставки уголь ной продукции на Русский Север, а также доступ к советскому рынку рабочей силы и дешёвым источникам снабжения. В самой Советской России, изнурён ной многолетней войной и блокадой, повсеместно ощущался угольный голод, особенно на севере. После окончания в феврале 1920 г. Гражданской войны и бегства остатков белых из Архангельска в Норвегию проблема снабжения на Мурманском побережье лесозаготовок, судоходства, железной дороги, электро станций и портового хозяйства углём, а населения - продовольствием, крайне обострилась. Не исключалась даже такая чрезвычайная мера, как временная эвакуация населения Мурманска, которому для поддержания полноценной хозяйственной жизни требовалось около ПО тыс. т угля в год, в то время как весной 1920 г. оставалось всего 90 т66. В последующих усилиях наладить по ставки шпицбергенского угля на Север России большую роль сыграл Р.Л. Са- мойлович, назначенный в 1920 г. начальником Северной научно-промысловой 63РГАЭ, ф. 466, on. 1, д. 49, л. 25-48. Устав АО «Англо-русский Грумант» (Лондон) утвер ждён 4 мая 1920 г. 64Там же, л. 7. 65Там же, д. 51, л. 7. 66Там же, ф. 413, оп. 2, д. 388, л. 55. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz