Карелин, В. А. Проблема использования гидроресурсов пограничной реки Паз в российско-норвежских отношениях (начало XX в.) / В. А. Карелин // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2011. - С. 124-130.
в Октябре переворот и выход русской революции на новый виток снял с повестки дня этот вопрос (как оказалось, лишь временно). Много позже, уже после окончания второй мировой войны, СССР и Норвегия сумели договориться. С 1950-х-1960-х гг. на Паз реке возведен и успешно действует на основе межправительственного соглашения каскад из семи ГЭС, принося уже полвека существенную и обоюдную пользу эко номике соседних стран. Summary. Presented article dedicated to unknown episode of Russian-Norwegian re lations of early XX c. - official contacts and negotiations on joint exploitation of Paz river electro hydro resources prospect. They were initiated from Norwegian side due to economic and political motives. Sod-Varanger stock company planed to get main benefits. World War and new Russian interest to Norway made Petersburg Government to regard Norwegian initiative with favorable view. A.C. Касиян Три визита «Авроры» и «Комсомольца» в Норвегию (1924,1925,1930 гг.) Важной задачей внешней политики молодого Советского государст ва являлось получение международного признания и создание позитивного образа СССР в капиталистических странах. Подходящей возможностью не только развеять мифы о большевистской России, но и продемонстрировать растущую организованность и мощь первого в мире социалистического го сударства являлись визиты советского военно-морского флота в Северную Европу. Получивший международную известность в революционные годы крейсер «Аврора» четырежды посещал Норвегию (1924, 1925, 1928 и 1930 гг.), из них три раза вместе с учебным судном «Комсомолец» (быв ший «Океан», 1902- 1922 гг.). На основе отечественных источников, рас смотрим указанные визиты и определим их значение для советско- норвежских отношений. Сведения об этих событиях содержатся в отчётах командиров Отря да, политкомиссаров, в воспоминаниях торгпреда (1923 - 1924 гг.) / пол преда СССР в Норвегии (1924 - 1926, 1928 - 1930 гг.) А.М. Коллонтай, по сетившей оба судна в Бергене (1924 г.). Визит 1925 г. описала 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz