Карелин, В. А. Проблема использования гидроресурсов пограничной реки Паз в российско-норвежских отношениях (начало XX в.) / В. А. Карелин // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2011. - С. 124-130.

дет лишено возможности удовлетворить потребности русских предприни­ мателей, когда они будут нуждаться в дешевой механической силе. По его мнению, добыча железной руды на норвежском берегу, позволяла предпо­ лагать наличность рудного тела на и русской стороне. Однако помимо соб­ ственно технических и экономических соображений Альбицкий высказал и иные. Предложение норвежского акционерного общества «Сюдварангер», писал он, «нежелательно и в целях охраны русской государственности на далекой, но богатой окраине России», ибо «при переходе водопадов в руки норвежцев к ним перейдет вся экономическая сила, а вместе с сим все рус­ ское, православное будет вытеснено навсегда с издревле русской земли»1. Прошел ряд лет. Первая мировая война многое изменила в русско- норвежских отношениях. В стратегическом отношении Норвегия стала рассматриваться в русском правительстве, как политический и даже воен­ ный противовес германофильской Швеции. Интенсивнее стали экономиче­ ские связи. Норвежская индустрия получила масштабные русские «казен­ ные» заказы на продукцию судостроения, электрохимии и электрометаллургии. Норвежский торговый флот в значительной мере обеспечивал тоннажем морскую перевозку стратегических грузов Антанты в Россию, а территория Норвегии стала служить важнейшей составной ча­ стью транзитного «скандинавского коридора». Объективно это создавало условия для сближения Норвегии с Россией. Еще до войны имело место дипломатическое сотрудничество в Шпицбергенском вопросе. В развитие тенденции в 1916 - 1917 г. наметилась перспектива совместной добычи уг­ ля на архипелаге, велись предварительные переговоры о слиянии «Боль­ шой норвежской угольной компании на Шпицбергене (осн. в 1916 г.) и «Русского шпицбергенского акционерного общества» (осн. в 1913 г.). В то же время война осложнила англо-норвежские отношения, ранее традиционно имевшие приоритетное значение для норвежской внешней политики. Великобритания неуклонно и жестко проводила в жизнь стесни­ тельные для нейтралов меры блокадной политики. Они наносили ущерб норвежской торговле и судоходству и рождали в кругах местной элиты сильное раздражение против англичан. Правительство Г. Кнудсена, со­ противляясь навязываемым ему блокадным мероприятиям, искало под­ держку у царской дипломатии. В результате в российском МИДе сформи­ ровалось представление о возможности несколько потеснить в свою пользу преобладающее влияние Великобритании в этой стране. Цель можно было достичь за счет экономических уступок норвежскому бизнесу в части дос­ тупа к эксплуатации природных богатств Русского Севера. В свою оче­ редь, искавшие применения норвежские капиталы, передовые технологии и опыт открывали возможность ускорить их освоение. Одним из главных 1РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 285. Л. 26- 29 с об. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz