Карелин, В. А. Проблема использования гидроресурсов пограничной реки Паз в российско-норвежских отношениях (начало XX в.) / В. А. Карелин // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2011. - С. 124-130.

встречались две столь непохожие страны. Паз река имеет протяженность в 145 км. Паз река истоком имеет озеро Инари в Финляндии. Протяженность ее равна 145 км. Перепад высоты от истока до впадения в Варангер-фиорд Баренцева моря составляет 118 метров. Питание реки в основном снеговое. Проходит она в своем течении на север несколько больших озёр и образует обширную долину. Ее энергетические ресурсы довольно значительны, но до начала 20-го века оставались невостребованными. Инициативу в постановке вопроса об эксплуатации гидроресурсов реки взяла на себя Норвегия. Она для современников наглядно опережала царскую Россию, как в освоении своих северных территорий, так и в опыте применении для промышленных, транспортных и бытовых целей самых передовых достижений электротехники. Непосредственной причиной норвежской инициативы стало строи­ тельство крупного горнодобывающего предприятия. Велось оно акционер­ ной компанией «Сюдварангер» (со смешанным капиталом) на базе железо­ рудного месторождения открытого близ поселка Киркенес, в прилегающей к границе с Россией коммуне Сер-Варангер. Учредителями предприятия выступили норвежские и шведские промышленники. Акционерный капи­ тал был собран при содействии немецких банков, которые были заинтере­ сованы в поставках в Германию железной руды. Они предоставили кредит в 10 млн. марок1. Норвежское правительство было заинтересовано в созда­ нии предприятия не меньше. Причем, не только по экономическим, но и по политическим мотивам. Обогатительную фабрику с рудником согласно замыслам норвеж­ ских инженеров должна была соединить самая северная в мире железная дорога, которую планировалось электрифицировать. Реализации проекта могла бы служить утилизация водной силы порогов на Паз реке. Компания для этой цели предполагала арендовать у России ближайший к Киркенесу порог, находившийся рядом с церковью святых Бориса и Глеба. Экономическое значение для норвежского предприятия дешевой гидроэлектроэнергией («белого угля») объяснялось невысоким процент­ ным содержанием железа в местном рудном сырье, что ставило под вопрос рентабельность, а в конечно счете, и общую эффективность хозяйственной деятельности A/О «Сюдварангер». Этим объясняются весьма настойчивые и неоднократные попытки руководства компании, какими она, в конце концов, стремилась получить согласие российских властей и местных жи­ телей на осуществление проекта строительства и эксплуатации гидростан­ ции. 1Dole, Nathaniel Н. America in Spitsbergen. The Romance of an Arctic Coal Mine. Vol. I-II. Boston, 1922. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz