Карелин, В. А. Проблема использования гидроресурсов пограничной реки Паз в российско-норвежских отношениях (начало XX в.) / В. А. Карелин // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2011. - С. 124-130.
встречались две столь непохожие страны. Паз река имеет протяженность в 145 км. Паз река истоком имеет озеро Инари в Финляндии. Протяженность ее равна 145 км. Перепад высоты от истока до впадения в Варангер-фиорд Баренцева моря составляет 118 метров. Питание реки в основном снеговое. Проходит она в своем течении на север несколько больших озёр и образует обширную долину. Ее энергетические ресурсы довольно значительны, но до начала 20-го века оставались невостребованными. Инициативу в постановке вопроса об эксплуатации гидроресурсов реки взяла на себя Норвегия. Она для современников наглядно опережала царскую Россию, как в освоении своих северных территорий, так и в опыте применении для промышленных, транспортных и бытовых целей самых передовых достижений электротехники. Непосредственной причиной норвежской инициативы стало строи тельство крупного горнодобывающего предприятия. Велось оно акционер ной компанией «Сюдварангер» (со смешанным капиталом) на базе железо рудного месторождения открытого близ поселка Киркенес, в прилегающей к границе с Россией коммуне Сер-Варангер. Учредителями предприятия выступили норвежские и шведские промышленники. Акционерный капи тал был собран при содействии немецких банков, которые были заинтере сованы в поставках в Германию железной руды. Они предоставили кредит в 10 млн. марок1. Норвежское правительство было заинтересовано в созда нии предприятия не меньше. Причем, не только по экономическим, но и по политическим мотивам. Обогатительную фабрику с рудником согласно замыслам норвеж ских инженеров должна была соединить самая северная в мире железная дорога, которую планировалось электрифицировать. Реализации проекта могла бы служить утилизация водной силы порогов на Паз реке. Компания для этой цели предполагала арендовать у России ближайший к Киркенесу порог, находившийся рядом с церковью святых Бориса и Глеба. Экономическое значение для норвежского предприятия дешевой гидроэлектроэнергией («белого угля») объяснялось невысоким процент ным содержанием железа в местном рудном сырье, что ставило под вопрос рентабельность, а в конечно счете, и общую эффективность хозяйственной деятельности A/О «Сюдварангер». Этим объясняются весьма настойчивые и неоднократные попытки руководства компании, какими она, в конце концов, стремилась получить согласие российских властей и местных жи телей на осуществление проекта строительства и эксплуатации гидростан ции. 1Dole, Nathaniel Н. America in Spitsbergen. The Romance of an Arctic Coal Mine. Vol. I-II. Boston, 1922. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz