Карелин, В. А. Спецслужбы воюющих стран накануне и во время Первой мировой войны: успехи и промахи русской разведки в Норвегии // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции «Великая война и Европейский Север России (К 100-летию начала Первой мировой войны)», Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. - Архангельск, 2014. - С. 227-239.
участком пути для пароходов стало горло Белого моря. Уже весной 1915 года ту да, прорвав морскую блокаду, проник, чтобы поставить мины, германский вспо могательный крейсер «Метеор». Германская разведка избрала во время войны своим главным плацдармом в Скандинавии Швецию, но и в Норвегии она действовала весьма активно51. По оценке руководителя морской контрразведки («морской регистрационной служ бы») старшего лейтенанта В.А. Виноградова, немецкая разведывательная и ди версионная деятельность была направлена в Норвегии в основном против Ан глии. «Против России же, - писал он в отчете в 1917 году, - идет работа на севе ре Норвегии в связи с приходящими в Россию грузами и в связи с подготовкой баз и снабжения немецких подводных лодок, время от времени появляющимися для операций против нас на этом севере»52. Схожие выводы были сделаны главным управлением русского геншта ба. В кратком обзоре деятельности германской разведки, составленном в мае 1917 года, отмечено, что немецкое «разведбюро», руководившее операциями в этой стране, находилось в Христиании. Но, продолжал автор документа, «мож но с определенностью сказать, что помимо Христиании разведка Германии рас пространяется на все побережье и в особенности в Варде, ближайшем к России порту»53. Немцы, используя германские консульства в норвежских портах и пред ставительства многочисленных коммерческих фирм, вели систематическое на блюдение за движением транспортов Антанты, вербовали преимущественно из числа скандинавов, финнов и колонистов Мурманского берега агентуру как для сбора информации, так и для проведения диверсий. Перед ними ставилась за дача сбора сведения о маршрутах, сроках выхода и прихода в порт пароходов, названий кораблей, характере грузов, именах их собственников и адресатов. В начале июня 1917 года в Бергене закончился суд над агентами, доставлявши ми такого рода сведения германским подводным лодкам. Из осужденных на раз личные сроки заключения трое оказались немцами, но было и семеро норвеж цев. В числе последних выявили даже капитанов норвежских судов, что вызвало волну негодования в местной печати54. Взрывы, которые время от времени случались на борту пароходов союзни ков и нейтралов, а также поджоги портовых складов в Норвегии, ясно указывали на диверсии, исполненные агентурой противника. Наиболее разрушительный, повлекший большие разрушения и сотни человеческих жертв произошел 26 ок тября 1916 года в Архангельском порту во время разгрузки парохода «Барон Дризен»55. В июле 1917 года в Тронхейме вспыхнул пожар железнодорожных ма стерских и таможенных складов, где находились транзитные грузы для русского военного интендантства. В огне погибли материальные ценности на миллионы рублей. Полицейское расследование, по признанию министра иностранных дел Илена, подтвердило подозрения, что поджог стал делом рук немецких агентов56. Накануне событий в Тронхейме норвежскими властями был задержан ди пломатический курьер германской миссии в Христиании Вальтер Ротенфельс. В его багаже обнаружили ящик с бомбами. В том числе такими, которые маски ровали под куски «корабельного» угля. Последовал громкий дипломатический скандал. Норвежское правительство направило в Берлин ноту протеста. Пред полагали, что часть взрывчатых устройств из багажа германского курьера на значалась в северную Норвегию, для «действий, - как доносил русский поверен ный в делах в Христиании, - против Александровска и Мурманской железной дороги»57. В Киркенесе, по сообщению русского консульства, местная полиция 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz