Карелин, В. А. Спецслужбы воюющих стран накануне и во время Первой мировой войны: успехи и промахи русской разведки в Норвегии // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции «Великая война и Европейский Север России (К 100-летию начала Первой мировой войны)», Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. - Архангельск, 2014. - С. 227-239.

участком пути для пароходов стало горло Белого моря. Уже весной 1915 года ту­ да, прорвав морскую блокаду, проник, чтобы поставить мины, германский вспо­ могательный крейсер «Метеор». Германская разведка избрала во время войны своим главным плацдармом в Скандинавии Швецию, но и в Норвегии она действовала весьма активно51. По оценке руководителя морской контрразведки («морской регистрационной служ­ бы») старшего лейтенанта В.А. Виноградова, немецкая разведывательная и ди­ версионная деятельность была направлена в Норвегии в основном против Ан­ глии. «Против России же, - писал он в отчете в 1917 году, - идет работа на севе­ ре Норвегии в связи с приходящими в Россию грузами и в связи с подготовкой баз и снабжения немецких подводных лодок, время от времени появляющимися для операций против нас на этом севере»52. Схожие выводы были сделаны главным управлением русского геншта­ ба. В кратком обзоре деятельности германской разведки, составленном в мае 1917 года, отмечено, что немецкое «разведбюро», руководившее операциями в этой стране, находилось в Христиании. Но, продолжал автор документа, «мож­ но с определенностью сказать, что помимо Христиании разведка Германии рас­ пространяется на все побережье и в особенности в Варде, ближайшем к России порту»53. Немцы, используя германские консульства в норвежских портах и пред­ ставительства многочисленных коммерческих фирм, вели систематическое на­ блюдение за движением транспортов Антанты, вербовали преимущественно из числа скандинавов, финнов и колонистов Мурманского берега агентуру как для сбора информации, так и для проведения диверсий. Перед ними ставилась за­ дача сбора сведения о маршрутах, сроках выхода и прихода в порт пароходов, названий кораблей, характере грузов, именах их собственников и адресатов. В начале июня 1917 года в Бергене закончился суд над агентами, доставлявши­ ми такого рода сведения германским подводным лодкам. Из осужденных на раз­ личные сроки заключения трое оказались немцами, но было и семеро норвеж­ цев. В числе последних выявили даже капитанов норвежских судов, что вызвало волну негодования в местной печати54. Взрывы, которые время от времени случались на борту пароходов союзни­ ков и нейтралов, а также поджоги портовых складов в Норвегии, ясно указывали на диверсии, исполненные агентурой противника. Наиболее разрушительный, повлекший большие разрушения и сотни человеческих жертв произошел 26 ок­ тября 1916 года в Архангельском порту во время разгрузки парохода «Барон Дризен»55. В июле 1917 года в Тронхейме вспыхнул пожар железнодорожных ма­ стерских и таможенных складов, где находились транзитные грузы для русского военного интендантства. В огне погибли материальные ценности на миллионы рублей. Полицейское расследование, по признанию министра иностранных дел Илена, подтвердило подозрения, что поджог стал делом рук немецких агентов56. Накануне событий в Тронхейме норвежскими властями был задержан ди­ пломатический курьер германской миссии в Христиании Вальтер Ротенфельс. В его багаже обнаружили ящик с бомбами. В том числе такими, которые маски­ ровали под куски «корабельного» угля. Последовал громкий дипломатический скандал. Норвежское правительство направило в Берлин ноту протеста. Пред­ полагали, что часть взрывчатых устройств из багажа германского курьера на­ значалась в северную Норвегию, для «действий, - как доносил русский поверен­ ный в делах в Христиании, - против Александровска и Мурманской железной дороги»57. В Киркенесе, по сообщению русского консульства, местная полиция 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz