Карелин, В. А. Спецслужбы воюющих стран накануне и во время Первой мировой войны: успехи и промахи русской разведки в Норвегии // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции «Великая война и Европейский Север России (К 100-летию начала Первой мировой войны)», Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. - Архангельск, 2014. - С. 227-239.

и банкиры открыто выражали живую заинтересованность в сотрудничестве с Россией как во время, так и после войны. Они же нередко служили русским представителям ценным источником конфиденциальных сведений о политике и положении Германии и скандинавских государств. Зафиксированы случаи, ког­ да норвежский генштаб делился сведениями, полученными из Германии48. Число русских консульских учреждений в Норвегии во время войны также увеличилось за счет преобразования консульства в Бергене в штатное. Оно ста­ ло третьим наряду с консульствами в Христиании и Хаммерфесте. Посредством командировок сотрудников в Нарвик, Тромсё и Тронхейм была расширена и ге­ ография консульского присутствия. Работники консульств наряду с открытыми источниками сбора сведений прибегали к услугам платных осведомителей, для чего служил специальный секретный фонд министерства в Петрограде. Нелегальная разведка велась в Норвегии в основном сотрудниками морско­ го и сухопутного генеральных штабов. Она была нацелена в первую очередь на Германию, во вторую - на Швецию и в третью - на противодействие герман­ ской агентуре в Норвегии. В силу технико-экономической отсталости военная промышленность Рос­ сии оказалась во время войны в наиболее трудном положении сравнительно с Англией и Францией. Она остро нуждалась во ввозе широкой номенклатуры стратегических грузов - дефицитного сырья, топлива и оборудования, а ее ар­ мия и флот - в масштабных поставках вооружений. Казенные заводы морского ведомства в Петрограде и Балтийский флот, а значит, и безопасность имперской столицы напрямую зависели от снабжения английским углем. Все эти потреб­ ности покрывали массовые перевозки из союзных и нейтральных стран. Одно только военное ведомство, по данным историков, заказало иностранным фир­ мам в годы войны разного имущества на 3,2 млрд рублей. Общая же сумма всех русских заказов за границей составила 7,7 млрд рублей49. Кратчайшие транспортные пути, которые связывали между собой державы Согласия после закрытия Датских и Черноморских проливов, пролегали двумя направлениями. Часть грузов доставлялась по суше - через территорию Норве­ гии, Швеции и Финляндии в Петроград («скандинавский транзит»). Еще более массовые грузовые потоки направлялись морем на Север, вдоль норвежского по­ бережья и Мурманского берега в Кольский залив и далее в Архангельск. Здесь спешно возводили железную дорогу, незамерзающий Мурманский порт, соору­ жали военно-морские базы для флотилии Северного Ледовитого океана. Глу­ бокой реконструкции был подвергнут Архангельский порт, на который легла основная тяжесть работ по приему ввозимых грузов. Всего за период с 1914 по 1917 год по имеющимся данным через Архангельск было ввезено 5 млн 800 тыс. тонн грузов50. При таких условиях ключевое значение для морских перевозок во время вой­ ны приобрела Норвегия, чей торговый флот находился на службе у союзников. Через порты и транзитные склады в Бергене, Тронхейме, Нарвике и Тромсё про­ легал неблизкий и небезопасный морской путь в Россию. Военное руководство Германии уже с 1915 года прилагало усилия прервать стратегически важную коммуникацию противников и сорвать снабжение Рос­ сии военными материалами. В результате воды Северного Ледовитого океана превратились в театр военных действий. Средством борьбы стало разбрасыва­ ние германских мин в полярных морях и нападение подводных лодок на воен­ ные суда и транспорты союзников, что крайне тревожило Ставку верховного главнокомандующего и руководителей Морского генштаба. Самым опасным 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz