Карелин, В. А. Спецслужбы воюющих стран накануне и во время Первой мировой войны: успехи и промахи русской разведки в Норвегии // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции «Великая война и Европейский Север России (К 100-летию начала Первой мировой войны)», Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. - Архангельск, 2014. - С. 227-239.
56АВПРИ. Ф, 133. On. 470. Д. 49. Л. 186, 188, 191. 57РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 3952. Л. 17,21. (Донесения от 24 июня / 7 июля и 1 /14 июля 1917 г.) 58Там же. Л. 19. (Телеграмма поверенного в делах от 28 июня /11 июля 1917 г.) 59 Бернее С.К. Несостоявшийся губернатор Ленинграда (по материалам архи ва УФСБ СПб и ЛО) И История Петербурга. № 4. 2005. С. 74. Герман Гаспарович фон Цур-Мюлен (1873, Эстляндия, Феллин - 1937, Копенгаген) - из прибалтийских немцев, выпускник Императорского Александровского лицея (1896 г.), дипломат, на службе в МИД (II Департамент): вице-консул в Хаммерфесте (1905?), генеральный консул в Ко пенгагене (1911-1914?), консул в Хаммерфесте (1914-1917). В эмиграции в Норвегии и Дании служил в туристической фирме Беннета. 61 РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 3946. Л. 23. (Телеграмма посланника С.В. Арсеньева от 13 / 26 июля 1915 г.) 61Федоров В .Г В поисках оружия. М., 1964. С. 212; РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 2. Д. 20. Л. 61-86. 62АВПРИ. Ф. 134. Оп. 473. Д. 9. 63РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 3946. Л. 19. (Телеграмма консула в Хаммерфесте Г. фон Цур-Мюлена от 28 июня / 11 июля 1915 г.) 64РГАВМФ. Ф. 1139. (Совещание по морским перевозкам при Морском министер стве. Петроград (1916-1917)) 65См.: Карелин В.А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале XX века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» И Вопросы исто рии. 2010. № 9. С. 142-155. 66Карелин В.А. Лейтенант Павел фон Веймарн - русский морской агент в Христиа нии (из истории военно-морской политики России в Норвегии) // Вестник Баренц-цен тра МГГУ. 2010. Вып. 9. С. 130-132. 67РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 2953. Л. 7. 68Карелин В.А. Лейтенант Павел фон Веймарн... С. 134. Olav Riste. Norway’s Foreign Relations. A History. Oslo, 2001. P. 98-99. 70РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 3948. Л. 34. 71Там же. On. 2. Д. 70. Л. 9. 72См.: Карелин В.А. Русские деловые интересы на Шпицбергене... С. 142-155. 73РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 2. Д. 20. Л. 62-63. 74РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 3950. (Протоколы допросов. Ноябрь 1916 г.) 75Там же. Оп. 2с. Д. 79. Л. 64-66. («Весьма секретное» донесение от 20 сент. 1916 г.). 76Там же. On. 1. Д. 3952. Л. 95 (Телеграмма поверенного в делах в Христиании от 5 /1 8 авг. 1917 г.) Р. Нахтигалъ Мурманская железная дорога в планах стран - участниц Первой мировой войны Мурманская железная дорога строилась в 1915-1917 годах во время Первой мировой войны, хотя уже с конца XIX века существовали планы создания на Мурманском побережье незамерзающего порта, связанного транзитным сооб щением с железными дорогами России. Таким образом, сооружение гавани на Мурмане стало поводом и причиной строительства железной дороги. Создание такого порта осуществилось в резуль тате деятельности двух выдающихся государственных деятелей - министра фи- © Нахтигаль Р., 2014 © Астахов А.Б., перевод на русский язык, 2014 240
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz