Карелин, В. А. Судьба русских угольных предприятий на архипелаге Шпицберген в период революционной бури и Гражданской войны // Первая мировая война и Европейский Север России : материалы международной научной конференции «Великая война и Европейский Север России (К 100-летию начала Первой мировой войны)», Архангельск, 21-25 июня 2014 г. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. Ломоносова. - Архангельск, 2014. - С. 276–281.
Источники свидетельствуют, что Э.Р. Ульман и Л.Б. Красин, занимавшие в петербургском деловом и финансовом мире видное положение, были хорошо знакомы и по-дружески близки. Их общим с Л.Б. Красиным другом был инже нер Р.Э. Классон. Доказательством служат письма Л.Б. Красина. Так, 15 февра ля 1919 года Красин писал жене в Стокгольм: «...на днях был... такой приступ, после которого наш Роберт едва не отдал Богу душу. Мы с Ульманом решили отправить его за границу, и вот выдумали командировку в Швейцарию, и воз можно, что его, как политически нейтрального, и пропустят. Хорошо бы, если бы ему удалось вас повидать, вы бы лишний раз убедились, что я тут совсем благополучен, и за меня беспокоиться нет основания»13. В письме, датированном 18 мая 1919 года, вновь упоминается Ульман: «О возможных способах перепи ски и пересылки известий посоветуйся с Эд.[уардом] Рейнг.[ольдовичем]: он, ко нечно, сможет сделать тебе полезные указания, и по всему тому, что мне здесь пришлось для него сделать (курсив мой. - В.К), было бы не грех, если бы он до гадался предложить тебе взять на себя переправку писем»14. Доверительный характер отношений Красина к Ульману не вызывает, та ким образом, сомнений. Очевидно, их сближали и учеба в Петербургском тех нологическом институте, и крепкая традиция корпоративного товарищества инженеров-технологов, и служба на руководящих постах в крупных электротех нических компаниях, и видное положение в деловом мире Петрограда. Ульман едва ли был искренним сторонником большевиков. Как показали события, он не верил в жизнеспособность Советской власти. Но обстоятельства, казалось, благоприятствовали. Почему бы ими не воспользоваться? Будучи прагматиком, Ульман решил, опираясь на политическую и финансовую поддержку Советов, попытаться реализовать проект развертывания производственной деятельности «Русского Шпицбергенского общества» на архипелаге. В апреле 1918 года Э.Р. Ульман направил в ВСНХ обращение с просьбой о поддержке представляемого им Русского Шпицбергенского общества, рассчи тывая на содействие и связи в Совнаркоме Л.Б. Красина, который был влиятель ным членом Президиума ВСНХ15. В основных чертах его обращение повторяло ходатайство и сопровождавшие его расчеты, представленные ранее в ОСОТОП. Вместе с тем из документа можно узнать, что общество, несмотря на все трудно сти и отсутствие государственной финансовой поддержки, сумело использовать период зимовки 1917/18 года для начала практической работы. «Русское Шпиц бергенское общество, - писал Ульман, - добыло примерно 10 тыс. тонн угля ку старным способом, пользуясь норвежскими рабочими, провиантом и кредитом. И потому весь уголь по условию поступает в Норвегию»16. Для перехода компании к механизированному производству, заявлял Уль ман, потребуется 4 млн крон. Одна тысяча из них должна была пойти на уплату «срочных» обязательств по приобретению угольных залежей у норвежских про давцов (сделка была заключена еще в 1914 году и перезаключена в 1915 году). Если все пойдет по плану, обещал Ульман, то летом 1918 года «на архипелаг бу дет переброшено возможно большее количество русских рабочих». Это позво лит в следующий зимний период заготовить 1 млн пудов угля (то есть более 16 тыс. тонн). К лету 1919 года добыча будет поднята до 3 млн пудов, а с 1920 го да по 5 млн пудов ежегодного производства минерального топлива для Русского Севера. Предполагалось для доставки топлива воспользоваться незамерзающим торговым портом только что основанного Мурманска, который к концу 1917 го да благодаря построенной инфраструктуре, действительно, уже был способен обрабатывать большое количество грузов17. 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz