Карелин, В. А. "Шведский транзит" и российско-шведский товарооборот во время первой мировой войны / В. А. Карелин // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография = International relations in the European North and the Barents Region: history and historiography : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия). - Мурманск, 2008. - С. 129-140.
К осени (ноябрю) 1917 года в Скандинавии на пути в Россию находилось общим итогом более 18 тысяч тонн транзитных грузов, ожидавших получения шведских лицензий. Из них в Норвегии около 8 тысяч тонн, в Дании 1 тысяча тонн и в Швеции примерно 9 тысяч тонн. 10 Значительная их часть еще не имела транзитных лицензий и была задержана в Швеции. Между тем, некоторые из них имели огромное значение не только для внутреннего рынка, но и военной промышленности России. Ситуация осложнялась тем, что англо-шведские переговоры о пропуске грузов в Россию вновь шли трудно. Сказалось ужесточение в 1917-м году блокады Германии и усиление нажима Антанты на Швецию. Кроме того, имела место и несогласованность действий отвечавших за определение очередности отправки грузов Главного управления заграничного снабжения («Главзаграна») и других ведомств и организаций, в частности, Центрального ВПК. Не лучше обстояло дело и в Финляндии, через которую транзитные грузы поступали в Россию. Здесь ими занимались экспедиторские фирмы, из которых главным агентом русского правительства являлась фирма Ларса Крогиуса. Вследствие затоваривания финляндских портов Ботнии для изучения и решения проблемы была назначена комиссия капитана Лессига, включавшая представителя ВПК. Однако, ее деятельность оказалась малоэффективной. Комиссия не имела полномочий необходимых для приведения дел о разгрузке в должный порядок. Она не ведала ни распределением вагонов, и не располагала правом составления очередности отправки грузов.1 Двухсторонние торговые связи в довоенный период занимали скромное место в товарообороте как Швеции, так и России. Если последний и рос, то по выражению современного исследователя «скорее в абсолютных, чем в относительных цифрах». 12 Однако, уже накануне первой мировой войны наметились весьма показательные тенденции в товарообороте двух стран. В 1913 году впервые торговый баланс сложился шведы соглашались «выбросить в Россию» лишь 16 вагонов, оставив у себя остальные семь. Однако, английские представители, будучи убеждены, что шведы требовали для себя непомерное количество товаров, которое безусловно превышало обычную потребность местного рынка, категорически отвергали такую сделку. Упорно торгуясь, они были готовы уступить лишь четыре вагона. В результате партия шоколада провела в Швеции около года, а часть товара безнадежно испортилась (РГИА. - Ф. 122. - On. 1. -Д.196. - Л.8.). 10РГИА. - Ф. 122. -On. 1. - Д.196. -Л.9. "РГИА ,- Ф. 122. -On. 1. -Д.196. -Л.10-11. 12Кан А.С. Швеция и Россия - в прошлом и настоящем. - М., 1999. - С. 252. Автор там же приводит указание на долю России в шведском импорте - всего 5 процентов, и в шведском экспорте - только 1,5 процента к 1904 году. Интересно отметить, что в 1913 году по данным шведской статистики доля России в шведском импорте сократилась до уровня 3 процентов 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz