Карелин, В. А. "Шведский транзит" и российско-шведский товарооборот во время первой мировой войны / В. А. Карелин // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография = International relations in the European North and the Barents Region: history and historiography : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия). - Мурманск, 2008. - С. 129-140.

властей транзитных разрешений, обеспечивать контроль за движением транзитных грузов через всю Скандинавию, по возможности ускорять их перевозку и предупреждать отклонение товаров от действительного назначения. Именно, благодаря этой мере, по мнению представителя («агента») министерства торговли и промышленности в Стокгольме Д.Н. Русина, удалось, наконец, наладить и поддерживать в продолжение почти всего 1916 года более или менее упорядоченный транзит грузов через Швецию в Россию. Задержки происходили в лишь отдельных случаях и касались товаров, которые шведы считали предметами военной контрабанды. В середине 1916 года, например, шведские власти в течение трех месяцев отказывались выдать лицензию на транзит партии металлообрабатывающих станков. 8 Кроме того, задержки происходили при получении транзитных лицензий на медицинские термометры и медикаменты, кофе, оборудование для писчебумажных предприятий (медные сетки) и различные химические вещества. Официально мотивировалось это «строгим» соблюдением нейтралитета шведским правительством (на практике строгим он был по отношению к Антанте) и выполнением обязательств, данных германской миссии в Стокгольме не допускать, чтобы товары немецкого происхождения попадали в Россию. Во-вторых, следует учесть то обстоятельство, что к середине 1916 был исчерпан так называемый «транзитный кредит», то есть стоимость ввозимых в Швецию транзитных товаров стала превышать стоимость импортируемых Швецией из Англии товаров предназначенных для собственной промышленности. Поэтому чтобы принудить Англию разрешить отпустить Швеции необходимое ей количество угля и минеральных масел (смазочных и осветительных) шведские власти задерживали выдачу транзитных свидетельств. И, наконец, в-третьих, задержки в происходили от того, что шведский продовольственных рынок испытывал в то время острый дефицит некоторых товаров, следовавших транзитом в Россию. Так, в шведские власти задержали на своей территории большие партии кофе, а позднее шоколада 9, которые были «выпущены» лишь тогда, когда Англия согласилась оставить часть груза в Швеции. 8 Это, между прочим, заставило подключиться к решению задачи скорейшей доставки металлообрабатывающих станков в Россию посланника в Норвегии К.Н. Гулькевича. В июне 1916 года в Петроград ушла его телеграмма предлагавшая обходный маневр. «Мог бы устроить, - писал он,- фиктивную запродажу (станков - прим. В.К) норвежской группе для вывоза их в Тромсе. Здесь будут нагружены на наши пароходы с целью доставки в Архангельск. В случае одобрения Вами проекта должен буду столковаться с Иленом» (Нильс Клаус Илен - министр иностранных дел Норвегии. - прим. К.В.); (Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). - Ф. 733. - Оп. 470.-Д. 41.-Л. 89). 9По сведениям, поступившим в Российскую палату для внешней торговли, в 1917 году в Швеции было задержано в 23 вагона швейцарского шоколада фирмы Тоблер, причем 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz