Карелин, В. А. "Шведский транзит" и российско-шведский товарооборот во время первой мировой войны / В. А. Карелин // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография = International relations in the European North and the Barents Region: history and historiography : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия). - Мурманск, 2008. - С. 129-140.
шведских железных дорог к резкому увеличению грузооборота.6 Но уже в мае 1915 года в Швеции были изданы распоряжения, ограничившие беспрепятственный вывоз товаров из Швеции и свободный транзит грузов предназначенных к ввозу в Россию. При этом была создана «система компенсаций», как инструмента, посредством которого шведы сопротивлялись проводимой Антантой политике блокады Германии, стеснявшей права «северных нейтралов» на свободу торговли и судоходства. Правительство Швеции оказывало ответное давление на Англию, дабы заставить последнюю компенсировать пропуск транзитных товаров через шведскую территорию в Россию равными по стоимости поставками товаров на внутренний шведский рынок. В результате упорного сопротивления британского правительства требованиям шведов условия транзита товаров некоторое время оставались неурегулированными. В течение этого времени велись напряженные переговоры, которые не раз прерывались, а британские делегаты покидали Швецию. Все это время огромные залежи железнодорожных грузов оставались без движения, загромождая железнодорожные станции. Переговоры, наконец, завершились компромиссным соглашением. Швеция выпустила в Россию задержанные ею товары общей стоимость в 4 млн. крон в обмен на поставки из Англии равного по стоимости количества угля, в котором шведская промышленность испытывала острую нужду. Русская дипломатическая миссия составила, основываясь на полученных из Петрограда инструкциях, список товаров, подлежавших пропуску в первую очередь. В него были включены револьверные станки, бинокли, сера, хлопок, некоторые металлы, необходимые, прежде всего, военной промышленности. 7 Однако, выдаваемые шведским правительством транзитные разрешения вскоре стали предметом спекуляции, причем в некоторых случаях в результате махинаций они попали в руки германских фирм. Известно, что в «Гранд Отеле» в Стокгольме заседала целая группа дельцов-«гешефтмахеров», которые занимались скупкой транзитных свидетельств и перепродажей их в Германию. Поэтому насущной необходимостью для России и Великобритании стало установление действенного контроля во избежание попадания грузов из Швеции во враждебные государства. С этой целью в ноябре 1915 года союзниками было учреждено акционерное общество «Транзито», во главе которого был поставлен авторитетный шведский предприниматель. Главной задачей общества было выполнять всех необходимые операции по получению у ійведских 6 По сравнению с первыми, довоенными месяцами 1914 года он возрос в дальнейшем примерно на 30процентов (РГИА. - Ф. 122.-On. 1. - Д.196. - Л.6). 7РГИА. - Ф. 122,- Оп. 1,- Д.196. -Л.7. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz