Карелин, В. А. Историк-краевед Алексей Алексеевич Киселев ; "Император Французов" : о Г. В. Атласове / О. Ю. Климов, В. А. Карелин // "Любимые мои учителя..." : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - С. 95-99; 121-127.

В.А. Карелин, О.Ю. Климов «ИМПЕРАТОР ФРАНЦУЗОВ» (О Г.В. Атласове) Тяжело писать о коллеге и учителе «был». Тем более о таком обаятельном и жизнерадостном человеке, как Геннадий Васильевич Атласов. Летом 2002 года после долгой болезни Г.В. Атласов ушел из жизни, оставив о себе добрую память и благодар­ ных учеников. Прошедшие с момента кончины годы несколько смягчили остроту утра­ ты, позволяют более рационально и спокойно писать о старшем товарище и коллеге. Г.В. Атласов родился 14 марта 1939 года в небольшом поселке в Чувашской АССР. Детство Геннадия Васильевича было очень трудным: оно пришлось на годы войны. В возрасте 3 лет Геннадий Васильевич остался сиротой: его отец погиб на фронте. Возможно, особый интерес к событиям Второй мировой войны был связан у Геннадия Васильевича именно с этой семейной трагедией. Воспитывала Геннадия Ва­ сильевича одна мама, к которой он все последующие годы сохранял трогательную лю­ бовь и благодарность. В возрасте 12 лет Г.В. поступил в Казанское суворовское училище и блестяще окончил его в 1959 году1. Учебой в суворовском училище он в дальнейшем гордился всю свою жизнь и постоянно при случае называл себя «кадетом». В училище он полу­ чил отличное образование и воспитание: прекрасно овладел французским языком, фех­ тованием, познакомился с художественной литературой, всерьез заинтересовался исто­ рией. Возможно, именно в эти годы, в послевоенной обстановке суворовского училища и под влиянием офицеров-воспитателей, закрепились его представления о чести воина и мужчины и некая черточка «гусарства» в стиле поведения. Геннадий Васильевич продолжил образование в 1959 году, поступив в Казан­ ский государственный университет - один из старейших и лучших университетов на­ шей страны, где прошел школу кафедры всеобщей истории2. Об университете, его тра­ дициях и преподавателях Геннадий Васильевич всегда рассказывал с гордостью и лю­ бовью, давая студентам тем самым отличный урок уважения к своим педагогам. Его любимым учителем был известный ученый, создатель Казанской советской школы антиковедения профессор Аркадий Семенович Шофман, который сыграл в раз­ витии антиковедческих исследований в Казанском университете особую роль. Это был крупный ученый и очень активный организатор учебной и научной деятельности. А.С. Шофман сумел продолжить традиции изучения классического наследия Греции и Рима, которые были заложены такими замечательными учеными дореволюционной по­ ры, как Д.Ф. Беляев, Ф.Г. Мищенко, Н.М. Благовещенский, В.И. Модестов, В.В. Латы­ шев3. Без преувеличения можно утверждать, что наука в провинции держится силой и энергией таких энтузиастов и талантов, которые не только активно пишут сами, но и создают вокруг себя особую творческую атмосферу, привлекающую талантливую мо­ лодежь. При А.С. Шофмане кафедра всеобщей истории превратилась в один из веду­ щих центров антиковедения в СССР. А.С. Шофман сумел поставить на кафедре на 1Архив Мурманского государственного педагогического университета (далее - МГПУ). - Де­ ло №987.-Л . 4. 2Архив МГПУ. - Д. 987. - Л. 5. 3Фролов Э.Д. Русская наука об античности. - СПб., 1967. - С. 208-209, 211-214, 242-244. См. также: Шофман А.С. Изучение античной истории в Казанском университете. - Казань, 1956; Он же. Федор Герасимович Мищенко. - Казань, 1974. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz