Карелин, В. А. П. Н. Савицкий о перспективах сотрудничества с Норвегией на Русском Севере. Аналитическая записка помощника российского посланника в Христиании. 1916 г. : документальная публикация / В. А. Карелин // Исторический архив. - 2013. - № 4. - С. 139-144.
142 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ технической подготовки. В силу этого норвежцы должны заняться данным вопро сом и притом ранее, чем другие народы успеют в этой области достичь чего-либо существенного...». В своей докладной записке «Вопросы экономического будущего в сканди навской печати»5я имел случай цитировать норвежские и шведские статьи, из лагающие промышленную идеологию этих двух скандинавских стран. В своих мечтах о великопромышленном вывозе скандинавцы обращают свое внимание на весь окружающий мир, но все-таки, как это чувствуется в настроениях норвежцев, больше всего на Россию. В отношении к этим мечтам у нас может быть только одна точка зрения: из воз можных зол нужно выбирать наименьшее, определив те изделия, ввоз которых при полном сознании целей нашей хозяйственной политики все-таки нужно признать желательным и неизбежным. В намечаемых областях мы можем пойти им навстре чу, ибо скандинавские страны и особенно, если не единственно, норвежцы по свое му политическому характеру являются для нас более желательными поставщиками изделий, чем другие государства. Что в иной, правда, связи, отмечает Лид. Стремления норвежцев приложить свои силы к развитию производительных сил нашего Севера, которые сформулированы в статье Лида, нашли уже и сей час широкое распространение в норвежских деловых кругах, составляет другую важную сторону хозяйственных идей современной Норвегии в их обращении к России. Там дело идет о вывозе товаров, здесь о вывозе капиталов и людей. Та кой вывоз за последнее время стал также непременным атрибутом всякого ве ликохозяйственного расширения. Но в стремлениях норвежцев есть некоторые черты, лишающие их до известной степени характера обычного культрегерско- го подхода для оплодотворения «варварской» страны. Это сосредоточение их внимания на определенной, пространственно ограниченной и своеобразной по условиям области, послужить развитию которой указывает норвежцам как будто сама природа. Район Мурманской дороги, северная часть губернии Олонецкой и Западно-Архангельской, являясь каменным плато, примыкающим к возвышен ностям Финляндии и Норвегии, составляет в естественном смысле скорее часть скандинавского, шведо-норвежского мира, чем Европейской России. Часть не менее богатую лесом, рыбой и водной силой, чем другие части этого мира. Но, в известном смысле, обездоленную в отношении климата - большая суровость, и сообщений - замерзающее море! Эта частичная «обездоленность» обусловила за поздание в развитии наших областей, в сравнении с соседней Скандинавией. В то же время район Мурманской железной дороги и отчасти весь Крайний Север Ев ропейской России предопределен, по-видимому, и в экономическом отношении стоять несколько особняком от основного круга внутренних русских и западно азиатских областей. Правда, он должен обслуживать внутреннюю Россию своей рыбой. Но уже в отношении лесного дела, главнейшего богатства страны, район отделен от остальной России. Реки - пути сплава леса и артерии жизни - текут к Белому морю и океану и обращают к ним весь край. А Белое море и океан смотрят не к внутренней России, а к остальной Европе: ибо море соединяет, а континент разъединяет ...а Так в тексте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz