Карелин, В. А. П. Н. Савицкий о перспективах сотрудничества с Норвегией на Русском Севере. Аналитическая записка помощника российского посланника в Христиании. 1916 г. : документальная публикация / В. А. Карелин // Исторический архив. - 2013. - № 4. - С. 139-144.

П.Н. САВИЦКИЙ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НОРВЕГИЕЙ 141 говоры о невероятных рыбных богатствах, которые, как можно надеяться, теперь уже скоро послужат на пользу России». Далее автор передает рассказ корреспондента «Нового времени» об огром­ ном количестве наваги, сельди, изобилии тюленей, которые сопровождали паро­ ход, на котором он плыл и который часами шел в настоящей каше из сельди. Для характеристики интереса норвежцев к району Мурманской железной до­ роги показательна другая статья в «Моргенбладет»21/14 и 2/15 октября 1916 года, подписанная именем Ионы Лида3, русского подданного, норвежца, известного ор­ ганизатора морских торговых экспедиций к устьям Енисея и Оби: «Экономическое значение Мурманской железной дороги. Данные взяты Ли­ дом главным образом из записки А.Ф. Зайцева и Н.Р. Родионова «Задачи эконо­ мической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской желез­ ной дороги»4. Лид последовательно рассматривает возможность колонизации, рыбные и минеральные богатства и водную силу края. Самостоятельное значение имеет формулирование Лидом «норвежских интересов»: «Можно считать несомненным, что Норвегия получит огромные выгоды в связи с открытием дороги к пользе обеих стран. И уже наступило время энергич­ но вступиться в дело. Также несомненно, что будет открыт ряд пароходных ли­ ний, связывающих Мурман с другими странами света. И так как русский флот в настоящий момент недостаточен, то ясно, что, прежде всего, норвежцы восполь­ зуются выгодами положения. Что касается рыболовства, то, конечно, Россия за­ хочет сама использовать наступающее изменение условий. Но для первого вре­ мени в этой области она должна желать привлечения норвежских капиталов и опыта. Но область, где Мурманская железная дорога должна пробудить наиболее плодотворное сотрудничество обоих народов - это все-таки лесное дело. Для об­ легчения вызванного войной финансового напряжения Министерство финансов должно изыскивать новые источники доходов. И утилизация огромных казенных лесов становится одной из задач в первую очередь подлежащих разрешению. Лес­ ное дело, построенное на научно-рациональных принципах, получило в Норвегии такое развитие, что ныне следует искать новых просторов для применения сил и капиталов, вложенных в эту отрасль хозяйственной жизни. Уже давно наибо­ лее энергичные предприниматели осели в Финляндии и Западной России. И еще много в ней есть места. Может быть, никакие иностранцы не отвечают в этой об­ ласти так хорошо условиям России, как именно норвежцы, которые, бесспорно, признаются людьми большой культуры, и, в то же время, по незначительности своей роли в мировой политике не могут быть опасными своему могущественно­ му соседу. Современная техника и капитал являются необходимыми факторами разви­ тия лесного дела и бумажной промышленности в северной России. Было бы гре­ хом сказать, что Россия - бедная страна. Но дело в том, что все время были более близкие поприща хорошего заработка, так что в настоящее время едва ли найдется достаточное количество свободного русского капитала, чтобы использовать все открывшиеся благодаря постройке Мурманской железной дороге возможности. Тем более, что дело идет о финансировании таких областей хозяйственной жизни, где русский капиталист в большинстве случаев не имеет опыта и необходимой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz