Карелин, В. А. «Выгодность поморской торговли для Норвегии стала особенно обозначаться в последние годы». Записка российского консула в Финнмарке Г. фон Цур-Мюлена. 1912 г. : документальная публикация / В. А. Карелин // Исторический архив. - 2013. - № 4. - С. 127-138.

134 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ и час в данный порт, местным торговцам было бы крайне трудно справиться с по­ солом; сбыт же соленого товара был бы также связан с большими затруднениями и немалым риском. Поморы здесь приходят, так сказать, на выручку местному на­ селению, купцам и рыбопромышленникам и являются верными, желанными по­ купателями товара, который едва ли мог бы быть поглощен норвежским рынком. Таким образом, норвежский торговец летом не испытывает каких-либо неу­ добств от поморской конкуренции; норвежский же промышленник не получал бы своего блестящего заработка, равняющегося за лето нескольким тысячам крон на человека, если бы поморы не посещали, от мая до сентября, северную Норвегию. Так называемые льготы, предоставленные поморам, на самом деле являются крайне фиктивными; они сводятся к их праву продавать привозимый из России товар в течение некоторого времени с борта их судов местным жителям; затем, к уплате лоцманских сборов лишь в размере !4 части обычных, - хотя их можно было бы совершенно освободить от таковых, так как они никогда не прибегают к услугам лоцманов, и наконец, они имеют право купленную ими рыбу вывозить от своего имени из пределов Норвегии, не прибегая к посредничеству местных куп­ цов; последняя «льгота» считается самой существенной, как не должно казаться своеобразным постороннему наблюдателю, что норвежский закон создает особую привилегию из разрешения иностранцу-покупателю вывозить из страны куплен­ ный им товар, составляющий его несомненную собственность, которой он, каза­ лось бы, мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Все же остальные сборы и налоги, таможенные, портовые и прочие, достигающие довольно значительных размеров, поморы уплачивают на общих основаниях. При этом товар ими привозится в Норвегию с каждым годом все меньше и меньше, и их торговля, как было выше сказано, почти потеряв свой бывший харак­ тер меновой, перешла на сделки с наличным расчетом. Сравнительно небольшие количества лесного материала, доставляемые поморами в Норвегию, нагружаются на их суда лишь по необходимости, в качестве балласта и специальная перевозка перешла почти целиком к пароходам; кроме того, привозимый лес не играет роли в меновой торговле, так как продается по весьма низкой цене, на наличные день­ ги. Предметом собственно меновой торговли служит ныне, в противоположность привозимым раньше разнообразным товарам, лишь ржаная и пшеничная мука; да и то муку доставляют в Норвегию только по необходимости более бедные помо­ ры, принужденные кредитоваться у архангельских купцов и получающие вместо денег мучной товар, который им приходится сбывать в Норвегии часто с прямым убытком, так как присылаемая из южной Норвегии в Финнмаркен дешевая гер­ манская мука значительно понижает цены на таковую. Независимые в экономи­ ческом отношении поморы поэтому муки почти не привозят, считая торговлю ею делом крайне рискованным. Таким образом, фикция о меновом торге ныне почти отпадает и остается лишь констатировать, что наши поморы являются весьма выгодными для Норве­ гии покупателями товара, трудно используемого населением страны; поморская торговля доставляет Норвегии ежегодно от 4 -5 миллионов крон, по крайне осто­ рожному расчету; за лето Норвегия посещается поморскими судами, в количестве от 250-300 шхун. Каждая шхуна вывозит, в среднем, по меньшей мере 10000 пу­ дов соленой рыбы. Считая пуд, весьма низко, по 75 коп. покупной цены - на самом деле следовало бы считать по рублю - получается выше приведенный итог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz