Карелин, В. А. «Выгодность поморской торговли для Норвегии стала особенно обозначаться в последние годы». Записка российского консула в Финнмарке Г. фон Цур-Мюлена. 1912 г. : документальная публикация / В. А. Карелин // Исторический архив. - 2013. - № 4. - С. 127-138.
130 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ сильные конкурентные позиции. Накануне Первой мировой войны норвежский бизнес открывал для себя все новые и новые внешние рынки. Вполне естественно, что он при этом не мог не обратить внимание и на многообещающие возможности своего великого восточного соседа - России. К 1914 г. крупный норвежский капитал сделал ряд первых попыток проникновения в богатые ресурсами сырьевые окраины Севера России и Западной Сибири, представляв шие собой к тому же потенциально необъятный рынок. По свидетельству современников, в Норвегии формировалось представление о России как о «новой Америке», стране без граничных возможностей для предприимчивых людей, обладающих европейским дело вым опытом, хваткой, капиталом и коммерческими знаниями. Уместно вспомнить книгу знаменитого норвежца Фритьофа Нансена. В 1913 г. он совершил путешествие через Кар ское море по Северному морскому пути и Сибири*, и написанное им по возвращении на родину сочинение называлось «В страну будущего» (русск. изд. - Пг., 1915). Мемуары известного Йонаса Лида, описавшего свои приключения в России, имели не менее красно речивый заголовок - «Разведчик в Сибири» (англ, изд: - Нью-Йорк, 1945). Крупные норвежские предприниматели активно присматривались к российскому рынку, заинтересовано изучали коммерческие перспективы своих инвестиций, их юри дические условия и гарантии, и одновременно устанавливали полезные деловые связи и искали постоянных партнеров с российской стороны. К успешным норвежским крупным инвестициям в России можно причислить основанные перед войной акционерное обще ство «Дубровка» близ Петербурга (производство бумаги)1 2 и «Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли»3. Оба были учреждены в 1912 г. Война и политически, и экономически еще более сблизила Россию и Норвегию, ко торая превратилась в поставщика военных катеров, тральщиков и транспортных судов для Балтийского флота и вновь созданной Флотилии Северного Ледовитого океана. Она поставляла в Россию взрывчатку, ферросплавы, алюминий, необходимые русской во енной промышленности. Норвежский торговый флот, поставленный на службу Антанте, обслуживал стратегические морские перевозки в Архангельск и Романов-на-Мурмане, обеспечивая среди прочего строительство и эксплуатацию Мурманской железной доро ги. Строительные материалы из Норвегии широко применялись и при сооружении Мур манского торгового порта. «Золотой дождь» прибылей, пролившийся на небольшую нейтральную страну, с успехом торговавшую с обоими воюющими блоками, способствовал быстрому накопле нию капиталов, искавших новых сфер выгодного приложения. Неудивительно, что осе нью 1916 г. целая группа представителей норвежских компаний обратилась в правитель ство России с конкретными предложениями крупных инвестиций капиталов в рыбные промыслы и консервное производство, лесозаготовки и деревопереработку, судоход ство на Русском Севере и в Сибири4. 1См. публикации об этом путешествии Ф. Нансена в «Историческом архиве»: «Я при ветствовал Нансена и других наших спутников». Воспоминания о морской экспедиции из Норвегии в устье Енисея в 1983 г. / Публ. В.Н. Загребаева / / Исторический архив. 2008. № 4. С. 104-146; «Вверх по Енисею». Из воспоминаний С.В. Востротина о путешествии с Фритьором Нансеном по Сибири в 1913 г. / П убл .. В.Н. Загребаева / / Там же. 2012. № 3. С. 161-170. 2 Национальный королевский архив в Осло (Riksarkivet). РА-(0344) A /S «Dubrowka» С-0012. 3 Нильсен Йенс Петтер. Йонас Лид и его «арктическая у топи я» // Вестник Баренц- центра МГПУ. Вып. 7. 2008. С. 45. 4 РГИА. Ф. 387. Оп. 20. Д. 72220. Л. 39, 39об., 45. Письмо представителя норвежских деловых кругов юриста Шейе российскому посланнику в Христиании К.Н. Гулькевичу о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz