Караваев Н. С. Семья Архиповых с Мончи: воспоминания о них и близких им людях / Н. С. Караваев. – Москва : Юстицинформ, 2025.
и оленьими шкурами и, чтобы было сподручнее со бирать эту дань, вплотную занялись оленеводством. Во второй половине X IX века, с началом про мышленного освоения Севера, к саами пришла но вая напасть. Их взяли в оборот купцы. Бессовестные менялы начали спаивать коренных жителей россий ского Севера, чтобы за бесценок забирать у них меха. С начала X IX века между Колой и Кандалакшей проходила государственная почтовая линия (тракт) протяжённостью 224 километра. Имелись проме жуточные станции: «Зашеек», «Иоканьга», «Расно- волока», «Массельги» и другие, где проходила смена гребцов и носильщиков. Вот описание станций это го почтового тракта, относящееся к 1895 году и из ложенное Александром Евгеньевичем Ферсманом в книге «История одной тропы», изданной государ ственным изданием «ДЕТГИЗ» в 1959 году: «В среднем земские станции на пути от Кандалакши и до Колы расположены на расстоянии от 30 до 50 вёрст одна от другой. Каждая из этих станций представляет собой небольшую избу в 5-6 кв. са женей, в 3 аршина высотой с односкатной низкой крышей. Печь в такой станции устроена довольно оригинально и представляет не то камин, не то открытый горн с прямой трубою над ним. Сложена она из плитняка на глине, нужно сказать, что такая печь довольно практична: она почти не дымит, быстро нагревает избу и отлично вентилирует её. Удобна она и для нагревания воды, и для приготовления пищи. Хотя подобная станция и не представляет больших удобств, тем не менее в ней путник может скрыть ся от непогоды, согреться или даже устроиться на ночлег. Содержатели станции были обязаны летом для переезда водой иметь определённое число лодок 19 СААМИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz