Караваев Н. С. Семья Архиповых с Мончи: воспоминания о них и близких им людях / Н. С. Караваев. – Москва : Юстицинформ, 2025.

и оленьими шкурами и, чтобы было сподручнее со­ бирать эту дань, вплотную занялись оленеводством. Во второй половине X IX века, с началом про­ мышленного освоения Севера, к саами пришла но­ вая напасть. Их взяли в оборот купцы. Бессовестные менялы начали спаивать коренных жителей россий­ ского Севера, чтобы за бесценок забирать у них меха. С начала X IX века между Колой и Кандалакшей проходила государственная почтовая линия (тракт) протяжённостью 224 километра. Имелись проме­ жуточные станции: «Зашеек», «Иоканьга», «Расно- волока», «Массельги» и другие, где проходила смена гребцов и носильщиков. Вот описание станций это­ го почтового тракта, относящееся к 1895 году и из­ ложенное Александром Евгеньевичем Ферсманом в книге «История одной тропы», изданной государ­ ственным изданием «ДЕТГИЗ» в 1959 году: «В среднем земские станции на пути от Кандалакши и до Колы расположены на расстоянии от 30 до 50 вёрст одна от другой. Каждая из этих станций представляет собой небольшую избу в 5-6 кв. са­ женей, в 3 аршина высотой с односкатной низкой крышей. Печь в такой станции устроена довольно оригинально и представляет не то камин, не то открытый горн с прямой трубою над ним. Сложена она из плитняка на глине, нужно сказать, что такая печь довольно практична: она почти не дымит, быстро нагревает избу и отлично вентилирует её. Удобна она и для нагревания воды, и для приготовления пищи. Хотя подобная станция и не представляет больших удобств, тем не менее в ней путник может скрыть­ ся от непогоды, согреться или даже устроиться на ночлег. Содержатели станции были обязаны летом для переезда водой иметь определённое число лодок 19 СААМИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz