Караваев Н. С. Семья Архиповых с Мончи: воспоминания о них и близких им людях / Н. С. Караваев. – Москва : Юстицинформ, 2025.
СААМИ обувь —каньги —шилась из оленьих (зимние) или нер пичьих (летние) шкур. На промысел мужчины надевали кожаные сапоги (кунаги). Носили также вязанные из овечьей шерстичулки без ступни —сухк (мужчины — однотонные, женщины —полосатые) и летние рука вицы (воахц). Зимние рукавицы (кысста) из оленьих шкур мехом наружу окантовывали сукном. Головные уборы, изготавливавшиеся из бересты и сукна, деко рировали бисером, сукном, мехом: девичий —перьвес- ськ (перевязка) —в виде цилиндра; женский —шаммш (шамшура) —напоминал русский кокошник. Поверх головных уборов женщины и девушки надевали пла ток, завязывая его под подбородком. Мужские головные уборы конусообразной формы (коллпехь —колпак) шили из шкуры или сукна либо вязали, как правило, в разноцветную полоску. После переселения на Кольский полуостров коми- Маттиас Александр Кастрен (1813—1852), один из первых исследователей Лапландии, этнограф и язы ковед, внёсший прорывной вклад в изучение Коль ской и Скандинавской Лапландии, « . б ыл полон глубокой симпатии и уважения к её обитателям». По словам Кастрена, каждый из встреченных им саамов «тих, мирен, уступчив. Любимое его слово —мир; миром он встречает вас, миром и провожает; мир для него всё. Он любит мир, как мать любит вскормленное ею дитя...» ижемцев и ненцев у саамов получили распространение малица, совик, пимы, липты, тоборки...» 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz