Караваев Н. С. Семья Архиповых с Мончи: воспоминания о них и близких им людях / Н. С. Караваев. – Москва : Юстицинформ, 2025.
щении с членами этой семьи. Более того, и в книге В.В. Чарнолуского, и в письмах О.И. Семёнова Тян- Шанского есть «сожаления» о том, что они мало слы шали живую саамскую речь. Речь идёт о 20 -30 -х годах Х Х века. Со временем тенденция сохранности саамского языка с каждым годом ухудшалась. Так, согласно исследованиям в этой области, численность носителей разных диа лектов саамского языка на территории России коле блется от 350 до 500 человек. Более того, некоторые диалекты уже считаются вымершими (бабинский саамский язык [акала] - Россия. Последний носи тель его, Мария Сергина, умерла в декабре 2003 года; и кеми-саамский язык - язык саамов, который был распространён в центральной финской Лапландии). Активных же носителей языка (то есть тех, которые регулярно используют язык в повседневной жизни) ещё меньше - около ста человек. Кроме русских в зоне расселения лопарей в конце X IX - начале X X века жили карелы и финны (глав ным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы, колонизировавшие преиму щественно восточные районы. Ижемцы и ненцы пе реселились вместе со своими оленьими стадами на Кольский полуостров в конце 80-х годов X IX века из Ижемско-Печорского края, где перед этим прошли сильные эпизоотии, вызвавшие массовые падежи оленей. В последующие десятилетия X X века националь ный состав Мурманской области становится ещё более смешанным. Однако саамы не только не рас творяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и своё этническое са мосознание. 13 СААМИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz