Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.
Юрий Канев. ОЛЕННАЯ АРМИЯ луна, на земле останется прах. Впечатляю щий миф! С оленем была связана вся жизнь саама: "Мы не пахари, мы не косари... Мы оленный народ. Наш хлеб - олень-батюшка. Его кормом живем: мох белый, ягель... Мудрый зверь олень, и корм его не простой. Хочешь быть сытым - знай, как беречь и холить оленя, ну а первая причина все-таки ягель. Умей пасти оленя на ягеле, и будешь счастлив, человек - так надо сказать!". Саамы имели небольшие стада - до 50 оленей, их собирали только для забоя, летом практико вался вольный выпас. Чтобы олени не разбредались, саамы использовали дымоку ры, оленьи сараи и изгороди. По традиции оленя дарили при рождении и крещении ребенка. К свадьбе у молодого саама было собственное стадо, основа жизни и благопо лучия семьи. Олень давал мясо, шкуры, из которых шили обувь и одежду, из оленьих жил делали прочные нити для шитья. Кости и рога служили для изготовления орудий труда и утвари. Весной и летом, во время перекоче- вок, на оленя навьючивали все имущество семьи. Даже колыбельку с младенцем прито рачивали к вьючному седлу на олене, а детей постарше, чтобы они не уставали, сажали верхом. Зимой оленей запрягали в кережу - саамские сани-лодку. Маленький саамский народ много столетий находился под гнетом более силь ных соседей. По крайней мере с IX века и в течение многих последующих веков саамы платили изнурительные подати иностран ным сборщикам дани - конунгам, позже королям Норвегии, шведам, финнам, каре лам, а с XI века русским князьям (первое упоминание в древнерусских летописях о саамах, названных лопь датируется 1000 годом). Уплата дани мощным соседям оказалось непосильным бременем для саамов, нередко за ней шли сразу несколько сборщиков от различных государств. В то же время шел процесс отбора саамского земель - с запада давили финны, норвежцы и шведы, с востока и юга - русские князья. В истории саамов было время, когда им приходилось безропотно платить дань трем правителям - царю московскому, королю шведскому и норвежскому, королю датскому. В истории кольских саамов известны три "нагона", когда маленький и миролюби вый народ вынужден был уходить вглубь тундры, спасаясь от врагов. Первый "нагон" - это столкновение с норманнами, первый крестовый поход 1157 года; второй - 1240- 1326 года, время шведских войн с Новгоро дом, крестовые походы, Ледовое побоище", поход князя Александра Невского на Кольский Север, заключение Ореховичского договора; Третий "нагон" более позднего времени, московский период, крещение саамов в 1526 году, походы и набеги датского короля, "железных шведов" и царских сборщиков дани. О четвертом "нагоне" саамские стари ки говорили ещё в 1920-е годы, да только никто не понимал, о чем толковали мудрецы. И вот в 1941 году на саамские земли пришел новый враг - немцы, австрийцы, баварцы, штирийцы - горные стрелки вермахта. И саамы отправились воевать - многие уходили добровольно, с верными олешками. Вскоре выяснилось, что маленький народ - незаме нимые проводники и разведчики, следопыты и охотники. Историк и писатель Михаил Орешета уточняет: "Оленевода, саама призывали вместе с оленем. Он шёл на фронт с упряжкой, нартами, малицей. Вот такие были своеобразные войска". В октябре 1941 года начался призыв саамских оленеводов. Яков Васильевич Окатов вспоминал позднее: "От армии никто не прятался. Не старался как-то уйти от призыва. Можно сказать - мы были добро вольцами. Время такое было, вера была". (5) Небольшая этническая группа кольских саамов (около 1800 человек) направила воевать около 350 бойцов и командиров. "И люди, никогда не нюхавшие пороха, как настоящие солдаты, по первому зову пошли на Отечественную войну. Шли люди призыв ного возраста, шли старые погонщики, не один десяток лет кочевавшие с оленями по тундре, шли 16-летние юноши, у которых были горячие молодые сердца и хорошие руки, умеющие виртуозно управлять олень ей упряжкой", - констатировал писатель К. Симонов, побывавший на мурманском направлении весной 1942 года. Всего в армию призвали более 300 молодых оленево дов - преимущественно кольских саами, коми и ненцев, частично - русских поморов с Терского и Мурманского побережий. Поной- ский совхоз предоставил триста ездовых 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz