Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Часть II. АРГИШИ ИДУТ НА ЗАПАД долинами, между которыми бегут бурные ручьи, впадающие в холодные и глубокие озера. С наступлением морозов все это намертво сковывает толстый лед, а зима усердно валит плотные пласты снега. На восемь месяцев всё живое замирает в ожидании весны под трескучие морозы и вой страшных многодневных метелей. Передвижение любого транспорта (трак­ торов, грузовиков, гужевого) практически невозможно из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова. Аэросани (кстати, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе Зимней войны) начали массово выпускаться только с осени 1941 г. и на Карфронт попали только в феврале-марте следующего года. (2) Надо учитывать, что впервые в истории войн длительные боевые действия велись в условиях полярной зимы такими крупными масса­ ми войск. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. В этих условиях генерал-лейтенант Фролов отдал единственно верный приказ о формировании армейских оленьих транспортов (АОТ) по опыту недавней Зимней войны. В октябре 1941 г. это решение было одобрено Военным Сове­ том 14-й армии. Главными организатора­ ми оленье-транспортных подразделений стали начальник ветеринарного отдела 14-й армии военветврач 1-го ранга Дмит­ рий Николаевич Тульчинский и его помощник военветврач 3-го ранга Ефим Иванович Горбунов. Штаты их были разработаны еще до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека (из них 77 оленеводов-ездовых), 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входил штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлаза- рет. Первые транспорты формировались за счет оленей Ловозерского и Саамского районов Мурманской области, где на выпасе до войны находилось около 60 тысяч голов оленей. (3) Глава 9. Саамская слава Мы - олений народ. Наш хлеб - олень-батюшка. Саамский "урок". Саамы - олений народ. Известный иссле­ дователь В. Чарнолуский записал рассуждения саамского старейшины: "Вся наша жизнь - олень. Мы сами почитай, что олени. Право слово, одно оленье мясо едим, оленями укрыва­ емся, и одеваемся, и согреваемся, да как же не олени?". (4) Родоначальником саамов является Мяндаш-пырре - златорогий белый олень- оборотень с чёрной головой. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил истреблять важенок. В саамском мифе на волшебного оленя охотится бог-громовник Айеке-Тиермес; когда в него попадёт первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вторая стрела вопьётся Мяндашу в лоб, огонь охватит землю, лёд закипит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звёзды падут с небес, утонет солнце, потухнет 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz