Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.
«Густав» обер-фельдфебеля Мюллера. 1943 г. Юрий Канев. ОЛЕННАЯ АРМИЯ самолётов, один из них даже без разборки. При вывозке самолёта около озера Толвайт дорогу по 1,5-метровому снегу сквозь густой лес пробивали двое суток, но боевую маши ну всё-таки эвакуировали. Командование награждало особо отличившихся бойцов. Например, ефрейтор 3-го АОТ 19-й армии саам Григорий Фефелов получил медаль "За отвагу" именно за эвакуацию по бездорожью зимой 1943/44 гг. четырех аварийных само лётов. Доставка двух тонн боеприпасов и вывоз с поля боя шести раненых бойцов с оружием послужили лишь дополнением к представлению. Для сравнения ефрейтор 1- го АОТ Анисим Рочев в зиму 1943/44 года вывез 4 трофейных самолета и доставил к линии фронта 17 тонн грузов. (63) В сезон 1943/44 гг. оленьи транспорты только 14-й армии вывезли рекордное количество боевых машин - 112 самолетов! Стоит отметить, что для оленьих транспор тов эта работа считалась вполне посильной. За два с половиной года боевых действий оленьи упряжки эвакуировали из тундры 204 самолета (это, не считая вывезенных двига телей)! Если прикинуть - это полноценный авиационный корпус. Опасной, но очень нужной для фронта была работа по спасению экипажей сбитых самолетов. Некоторые ездовые имели по два- три "крестника" среди советских пилотов, сбитых в воздушных боях. Обратимся к воспоминаниям летчика Тимофея Гусинско го о схватке с германскими асами 10 марта 1943 г.: "В один момент мы оказались в окружении. Можно представить, что это был за бой четверки маломощных "Харрикей- нов" против одиннадцати первоклассных истребителей. Они нас били по выбору и "свечой" уходили вверх для повторной атаки. Мотор задыхался, не хватало сил выбраться наверх из черного котла боя. В какой-то момент прозевал атаку снизу и мотор заглох. Досталось и кабине.... Вывод у меня совпал с выравниванием, и я произвел посадку на "живот" строго на вершине сопки. Пропахав фюзеляжем и носом спрессованный снег, самолет встал на нос, качнулся раз-другой вперед-назад и замер. С большим трудом удалось сдвинуть фонарь по перекошенным рейкам кабины, и я вывалился на снег, как со второго этажа. В воздухе наших не было. Немцы покидали поле боя. Осмотревшись, я встал на лыжи и пошел в направлении Кировской железной дороги.... Шел все светлое время, к вечеру повалил снег, и видимость резко ухудшилась, но тут мне снова повезло. Слева направо с шумом и собачьим лаем проносилось стадо оленей. Я выхватил пистолет и выстрелил вверх. Олени, как по мановению волшебной палоч ки, замерли. Смотрю, на меня направлен не меньше, чем метровый ствол старого ружья. Я поднимаю свой пистолет вверх и прячу в кобуре. Ствол опускается. Подхожу, здорова емся за руку, знакомимся. Гостеприимные оленеводы напоили чаем, обогрели и доста вили меня на упряжке из четырех оленей на аэродром". (64) Спасли оленеводы и летчи- ков-истребителей Алексея Шведова и Сергея Курзенкова, сбитых над тундрой. За годы войны скромные оленьи транспорта эвакуировали сотни самолетов - советских и трофейных. Отремонтирован ные боевые машины снова поднимались в воздух бить врага, и заслуга в этом принадле жала оленеводам - ненцам и коми, саамам и русским. 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz