Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.
Часть IV. "БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) Вообще транспортировка самолетов на оленьих упряжках - дело непростое. Боевые самолеты периода 2-й мировой - машины достаточно массивные. Так, Ил-2 и Ju-87 весили свыше пяти тонн, ленд-лизовская "Аэрокобра" - 3,5 тонны, германский Bf-109 G - 3 тонны, самыми легкими были советские истребители "Як-1Б" - 2,5 тонны или И-16 - 1,8 тонны. Как вывезти громоздкие, тяжелые самолеты на небольших нартах силами десятка-полутора упряжек (40-50 голов) через сопки и распадки по глубокому снегу? Техники разбирали крылатую птицу на части - отстыковывали крылья и хвостовое опере ние, снимали мотор, грузили фюзеляж - и поехали! Армейский олений транспорт №2 под командованием лейтенанта Александра Денисова в сезон 1941/42 гг. вывез матчасть и экипажи четырех боевых самолётов. В первую военную зиму два армейских олень их транспорта вывезли из тундры 12 аварий ных самолётов, причем одним из первых эвакуировали из тыла противника ценный Ил-2. Руководил операцией по спасению ильюшинского штурмовика один из опыт нейших оленеводов саам Семен Юшков. (60) За этот сезон был приобретен ценный опыт по эвакуации аварийных самолетов по бездорожью. Старшина Анатолий Иванович Рожин вспоминал: "В 1943 году мой взвод получил задание - заняться вывозкой моторов с подбитых самолётов. Дело было необычное, и никто не знал, как к нему подступиться. Ведь каждый мотор весил не менее полутон- ны! Большую изобретательность в этом деле проявили канинские оленеводы и в особен ности Василий Степанович Белугин. Была сооружена большая нарта, вроде той, на которой сейчас возят балки. На неё при помощи стягов и слег погружался снятый с самолета мотор, а дальше дело было за хорошими постромками и оленьей тягой. Впрягать в такую нартищу приходилось до 20 оленей". (61) Наверно, выглядело занятно, когда два десятка широкоплечих ветвисторо гих красавцев, упираясь мощными ногами, тащили настил с "пламенным сердцем" очередного "Яка" или "Харрикейна". Тот же Василий Степанович Белугин однажды вытащил сбитый немецкий самолет. (62) В следующую зиму 1942/43 гг. опера ции по вывозу подбитых самолетов приняли значительный размах - всего в полосе 14-й армии удалось эвакуировать 38 боевых машин. Взвод сержанта Анатолия Рожина доставил к линии железной дороги 22 аварийных самолета, причем некоторые из них перевозились на расстояние 70-90 километров. Очень показательная цифра - два десятка оленеводов перетащили (читаем - спасли для армии) почти целый авиаполк. Учитывая, что каждый боевой самолет в среднем обходился государству в 120-180 тыс. рублей, скромные ездовые вернули в казну около трех миллионов рублей! Всего же 2-й армейский транспорт в сезон 1942/43 года вывез из тундры 26 самолетов. А ведь за зимний сезон они перевозили, кроме того, продовольствие и боеприпасы, эвакуирова ли раненых. Командир отделения армейско го транспорта №3, приданного 19-й армии, кольский ненец Виктор Маягин с товарища ми зимой 1942/43 гг. по бездорожью, в условиях лесистой, резко пересеченной местности сумел вывезти 5 аварийных 235 Эвакуация сбитых Bf-109 1944 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz