Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Часть IV. "БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) Вообще транспортировка самолетов на оленьих упряжках - дело непростое. Боевые самолеты периода 2-й мировой - машины достаточно массивные. Так, Ил-2 и Ju-87 весили свыше пяти тонн, ленд-лизовская "Аэрокобра" - 3,5 тонны, германский Bf-109 G - 3 тонны, самыми легкими были советские истребители "Як-1Б" - 2,5 тонны или И-16 - 1,8 тонны. Как вывезти громоздкие, тяжелые самолеты на небольших нартах силами десятка-полутора упряжек (40-50 голов) через сопки и распадки по глубокому снегу? Техники разбирали крылатую птицу на части - отстыковывали крылья и хвостовое опере­ ние, снимали мотор, грузили фюзеляж - и поехали! Армейский олений транспорт №2 под командованием лейтенанта Александра Денисова в сезон 1941/42 гг. вывез матчасть и экипажи четырех боевых самолётов. В первую военную зиму два армейских олень­ их транспорта вывезли из тундры 12 аварий­ ных самолётов, причем одним из первых эвакуировали из тыла противника ценный Ил-2. Руководил операцией по спасению ильюшинского штурмовика один из опыт­ нейших оленеводов саам Семен Юшков. (60) За этот сезон был приобретен ценный опыт по эвакуации аварийных самолетов по бездорожью. Старшина Анатолий Иванович Рожин вспоминал: "В 1943 году мой взвод получил задание - заняться вывозкой моторов с подбитых самолётов. Дело было необычное, и никто не знал, как к нему подступиться. Ведь каждый мотор весил не менее полутон- ны! Большую изобретательность в этом деле проявили канинские оленеводы и в особен­ ности Василий Степанович Белугин. Была сооружена большая нарта, вроде той, на которой сейчас возят балки. На неё при помощи стягов и слег погружался снятый с самолета мотор, а дальше дело было за хорошими постромками и оленьей тягой. Впрягать в такую нартищу приходилось до 20 оленей". (61) Наверно, выглядело занятно, когда два десятка широкоплечих ветвисторо­ гих красавцев, упираясь мощными ногами, тащили настил с "пламенным сердцем" очередного "Яка" или "Харрикейна". Тот же Василий Степанович Белугин однажды вытащил сбитый немецкий самолет. (62) В следующую зиму 1942/43 гг. опера­ ции по вывозу подбитых самолетов приняли значительный размах - всего в полосе 14-й армии удалось эвакуировать 38 боевых машин. Взвод сержанта Анатолия Рожина доставил к линии железной дороги 22 аварийных самолета, причем некоторые из них перевозились на расстояние 70-90 километров. Очень показательная цифра - два десятка оленеводов перетащили (читаем - спасли для армии) почти целый авиаполк. Учитывая, что каждый боевой самолет в среднем обходился государству в 120-180 тыс. рублей, скромные ездовые вернули в казну около трех миллионов рублей! Всего же 2-й армейский транспорт в сезон 1942/43 года вывез из тундры 26 самолетов. А ведь за зимний сезон они перевозили, кроме того, продовольствие и боеприпасы, эвакуирова­ ли раненых. Командир отделения армейско­ го транспорта №3, приданного 19-й армии, кольский ненец Виктор Маягин с товарища­ ми зимой 1942/43 гг. по бездорожью, в условиях лесистой, резко пересеченной местности сумел вывезти 5 аварийных 235 Эвакуация сбитых Bf-109 1944 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz