Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.
Олени эвакуируют подбитый самолет По-2 Юрий Канев. ОЛЕННАЯ АРМИЯ вынуждены были сделать посадку в тундре. Летчики попытались было уйти, но были задержаны. Вскоре трофейная команда старшего техника-лейтенанта Пряникова получила задание вывезти из тундры эти почти исправ ные немецкие самолеты. Сюда были высла ны авиаспециалисты , но эвакуировать самолеты на автомашинах и тракторах не представлялось возможным. Тогда решено было вывезти самолеты на оленьих упряж ках. Четверо суток продвигались бойцы на оленях к месту посадки. Дорога шла через реки. На пятые сутки бойцы добрались до озера, на котором сели немецкие самолеты. Несколько дней бойцы и техники разбирали машины и укладывали на упряжки. 100 оленей, управляемые опытными бойцами, начали свой обратный путь. Более 140 километров им пришлось ехать по бездо рожью. В назначенный срок самолеты были доставлены в ремонтную авиабазу". В период войны каждая из сторон охотилась за новейшими техническими разработками противника. Когда советским пилотам удавалось свалить очередной интересный экземпляр на Карельском фронте, туда немедля отправлялись упряжки войсковых оленей. На фотографиях военной поры мы можем видеть, как аргиши транс портировали подбитые "мессершмитты" и "юнкерсы". В зиму 1942/43 года оленьи упряжки вывезли около 90 тонн цветного металлолома - обломков сбитых германских самолётов. (59) Нередко бойцы на упряжках разыски вали в лесу и в тундре наши самолеты, совершившие вынужденную посадку или летчиков, выпрыгнувших с парашютом. Подвозили горючее и запчасти для самоле тов, по частям вывозили те машины, которые из-за поломки не могли эксплуатироваться. Известный писатель Константин Симонов сохранил для нас описание одной из первых спасательных операций: "Однажды, глухой ночью, в отряд пришло известие, что далеко, за 40 километров, у самой линии фронта, сел на озере наш истребитель. Была повреждена мелочь, но такая, без замены которой само лет не мог взлететь. С вечера над местом посадки крутился немецкий разведчик, и днем, с началом светлого времени, должны были прилететь бомбардировщики. Счет шел на минуты. Командир и комиссар (Дени сов и Филимонов) вызвали к себе двух оленеводов комсомольцев-саамов Афанасия и Алексея Захаровых. Им сказали: "Нужно добраться!" и дали часы комиссара - инстру мент, с которым они не так уже давно были знакомы. Люди Севера молчаливы: оба Захаровы, кивнули, сели на нарты, гружен ные запасными частями, и через чёрную северную ночь, когда не видно не зги, через дикие расщелины и дебри, за два часа до позднего рассвета добрались к самолёту. Лётчик, всю ночь прыгавший, чтобы не замерзнуть на снегу, и хлопавший окоченев шими руками, неожиданно услышал лёгкий свист полозьев. Он был готов обнять этих обветренных, внешне как будто неуклюже, но на самом деле ловко, по-северному одетых людей. С рассветом он починил самолёт и взлетел. Через пять минут шестер ка бомбардировщиков, тяжело кружась, долго рыскала над опустевшим озером". 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz