Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.
Часть IV. "БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) командиром над пятью оленьими упряжками. Подвозили к передовой боеприпасы, продукты питания, с передовой везли раненых солдат. Несколько раз приходилось участвовать в десан тных операциях. Возить на оленьих санях 82 мм минометы, 45 мм пушки. Для пушек мы придума ли сани - лыжи. Ставили пушку колесами на лыжи, впрягали два быка и везли куда прикажут. Даже перевозили 76-мм пушки. Наши северные олени не приучены к верховой езде, возить груз на спине, но их быстро выдрессировали. Седла наделали с разными приспособлениями и стали возить: минометы, коробки с боеприпасами, ружья ПТР, станковые пулеметы. Вывозили раненых бойцов. Первоначально олени не хотели вести груз на спине брыкались, вставали на дыбы, падали, стараясь сбросить груз. Кто-то из пастухов дога дался заворачивать груз в оленьи постели. Обвер нут ящики с патронами оленьей шкурой, олень обнюхает пакет и спокойно подставляет спину". Оленьи транспорта сыграли значимую роль в обеспечении транспортных перевозок и эвакуа ции раненых в 14-й и 19-й армиях Карельского фронта. В условиях бездорожья и пересеченной горно-тундровой местности заменить их было нечем. Формирование оленьих транспортов оправдало себя, позволило организовать регуляр ное снабжение войск, санитарную эвакуацию раненых, вывоз подбитых самолетов в условиях сложной местности и суровых климатических условий Кольского полуострова. Без участия коренных народов Европейского Севера - ненцев и саамов - не удалось бы организовать эксплуатацию тысячных стад ездовых оленей. Представители малых народов Севера составляли квалифициро ванное ядро оленьих транспортов (около 200 человек), обеспечивая успешное переучивание бойцов других национальностей. Очень верно об этом сказал один из командиров оленьих транс портов Семен Шерстобитов: "Мы смогли выпол нять боевые задачи, поставленные перед нами командованием, только благодаря наличию в олене-транспортах сказочно приспособленных, отлично обученных домашних оленей, удивитель но удобной, прочной и маневренной в лесах и горах, на суше и на море, во все сезоны года ненец кой лямочно-тягловой подсанной упряжи". (57) Завершить эту главу хотелось бы справедли выми словами дважды Героя Советского Союза Виктора Леонова - знаменитого североморского диверсанта: "Богу молиться на этих молчаливых животных надо. Сколько людей спасли олени и те, кто ими управлял". (58) Если в нарты я шесть запрягу Самых быстрых моих оленей, То догнать, перегнать могу Я крылатый ветер весенний. А. И. Пичков. Сводки Совинформбюро слуша ла, затаив дыхание, вся страна. Желез ный баритон Левитана сообщал о победах и поражениях, рассказывал о героях сражений и взятых с боя горо дах. 4 апреля 1944 года в числе других прозвучала и такое необычное сообще ние: "Из сводки Совинформбюро. КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 4 апреля 1944. Часто на крайнем севере вспыхи вают острые воздушные схватки. Прорвавшись в тундру, вражеские самолеты стараются разведать наши коммуникации. Но где бы ни появился вражеский летчик, везде он встречает отпор наших истребителей. Недавно здесь были подбиты два немецких "М ессершмитта-109". Гитлеровцы БЕЙ так : чтони патрон - т о немец: Глава 34. Самолёт хорошо, а олени - лучше? 233
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz