Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Часть IV. "БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) командиром над пятью оленьими упряжками. Подвозили к передовой боеприпасы, продукты питания, с передовой везли раненых солдат. Несколько раз приходилось участвовать в десан­ тных операциях. Возить на оленьих санях 82 мм минометы, 45 мм пушки. Для пушек мы придума­ ли сани - лыжи. Ставили пушку колесами на лыжи, впрягали два быка и везли куда прикажут. Даже перевозили 76-мм пушки. Наши северные олени не приучены к верховой езде, возить груз на спине, но их быстро выдрессировали. Седла наделали с разными приспособлениями и стали возить: минометы, коробки с боеприпасами, ружья ПТР, станковые пулеметы. Вывозили раненых бойцов. Первоначально олени не хотели вести груз на спине брыкались, вставали на дыбы, падали, стараясь сбросить груз. Кто-то из пастухов дога­ дался заворачивать груз в оленьи постели. Обвер­ нут ящики с патронами оленьей шкурой, олень обнюхает пакет и спокойно подставляет спину". Оленьи транспорта сыграли значимую роль в обеспечении транспортных перевозок и эвакуа­ ции раненых в 14-й и 19-й армиях Карельского фронта. В условиях бездорожья и пересеченной горно-тундровой местности заменить их было нечем. Формирование оленьих транспортов оправдало себя, позволило организовать регуляр­ ное снабжение войск, санитарную эвакуацию раненых, вывоз подбитых самолетов в условиях сложной местности и суровых климатических условий Кольского полуострова. Без участия коренных народов Европейского Севера - ненцев и саамов - не удалось бы организовать эксплуатацию тысячных стад ездовых оленей. Представители малых народов Севера составляли квалифициро­ ванное ядро оленьих транспортов (около 200 человек), обеспечивая успешное переучивание бойцов других национальностей. Очень верно об этом сказал один из командиров оленьих транс­ портов Семен Шерстобитов: "Мы смогли выпол­ нять боевые задачи, поставленные перед нами командованием, только благодаря наличию в олене-транспортах сказочно приспособленных, отлично обученных домашних оленей, удивитель­ но удобной, прочной и маневренной в лесах и горах, на суше и на море, во все сезоны года ненец­ кой лямочно-тягловой подсанной упряжи". (57) Завершить эту главу хотелось бы справедли­ выми словами дважды Героя Советского Союза Виктора Леонова - знаменитого североморского диверсанта: "Богу молиться на этих молчаливых животных надо. Сколько людей спасли олени и те, кто ими управлял". (58) Если в нарты я шесть запрягу Самых быстрых моих оленей, То догнать, перегнать могу Я крылатый ветер весенний. А. И. Пичков. Сводки Совинформбюро слуша­ ла, затаив дыхание, вся страна. Желез­ ный баритон Левитана сообщал о победах и поражениях, рассказывал о героях сражений и взятых с боя горо­ дах. 4 апреля 1944 года в числе других прозвучала и такое необычное сообще­ ние: "Из сводки Совинформбюро. КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 4 апреля 1944. Часто на крайнем севере вспыхи­ вают острые воздушные схватки. Прорвавшись в тундру, вражеские самолеты стараются разведать наши коммуникации. Но где бы ни появился вражеский летчик, везде он встречает отпор наших истребителей. Недавно здесь были подбиты два немецких "М ессершмитта-109". Гитлеровцы БЕЙ так : чтони патрон - т о немец: Глава 34. Самолёт хорошо, а олени - лучше? 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz