Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.
Часть IV. "БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) ками, умело пользовались тынзеями и упряжью, отлично ориентировались в тундре. Наряду с несомненными достоинствами, имелись и про блемные моменты: незнание или слабое знание русского языка создавали сложности в понимании команд, низкую дисциплину. Возникавшее при этом недоверие к представителям нацменьшинств приводило к запрещению общаться на родном языке, посещать товарищей в других частях. (49) Взаимоотношения между оленеводами выстраи вались не всегда ровно. Боец оленного транспорта Алексей Яковлевич Ледков вспоминал: "Я из ненцев был один. Поэтому не с кем было говорить по-ненецки... Рядом со мной были коми, потом были саамы. "Мы не лопари, а саамы", - говорили они нам. Потому что мы их обзывали лопарями. Они сильно обижались на нас. Но ведь мы их называли лопарями в шутку". (50) Причем именно саамы высоко ценились как проводники. Фронто вик Даниил Златкин вспоминал об одной из разве дывательных операций на Карельском фронте: "Ночью несколько человек из племени саами на двух нартах вывезли меня за линию фронта. Причем вывезли идеально, так вывезти могли только они. Между немецкими опорными пункта ми, которые располагались в 20-30 км друг от друга, проходила лыжня. В том случае, если патрули обнаруживали пересечение лыжни с нашей стороны, они немедленно посылали вдо гонку отряды. Так вот, дважды мы приходили на то же самое место, откуда мы трогались, пересекая эту лыжню, петляли; более того, они прекращали поездку, брали в руки нарты, переносили их метров на 50, потом руками на снегу маскировали эти следы. Так меня довезли практически до места встречи". (51) Движение оленьего поголовья в течение одного сезона происходило достаточно активно. "Войсковые олени" несли потери, как и солдаты. В качестве примера рассмотрим движение оленьего стада за сезон 1943/1944 гг.: Транспорт Кол-во оленей при формировании Поступило нз народного хозяйства Прочих Всего на ноябрь 1943 годя Боевые потери Пало Выбрако ваны Отходы Остаток на май 1944 г. АОТ №1 868 280 4 1152 - 47 14 7 1084 АОТ № 2 785 230 3 1018 35 20 13 1 949 Д ОТ №3 550 56 606 5 12 9 1 579 ДО Т № 4 550 59 609 60 37 10 502 Д О Т № 5 550 75 - 625 3 3 20 - 599 Д ОТ № 6 605 - - 605 88 9 13 495 Итого: 3908 700 7 4615 191 128 79 - 4208 После сезона в ремонтное стадо отправили 802 ослабленных войсковых оленя, остальные в количестве 3406 голов угнали на летние пастбища. Боевые потери составили в сезон 1943- 44 191 оленя (4,1% поголовья), из них наибольшие понес 6-й транспорт, активно участвовавший в боевых выходах 31-й отдельной лыжной бригады по тылам противника. Для сравнения в сезон 1942/1943 гг. оленьи транспорты понесли гораздо более значительные боевые потери, соста вившие 469 ездовых быков. В числе лидеров опять же 6-й ОТ, утративший в боях 219 голов, или более трети пого ловья. Следует учесть, что в этот период германская авиация действова ла очень активно, что и сказалось на высоких цифрах потерь оленей (10-12 %). (52) Для сравнения 3-й АОТ, вое вавший на кандалакшском направле нии, потерял за годы войны всего 5% поголовья от ударов авиации и артил лерии противника. Оленьи транспорта несли значи тельную нагрузку, доставляя на пере довую боеприпасы и продовольствие. Так, отделение 3-го дивизионного транспорта (6 ездовых) за три месяца (январь-март 1943 года) доставило на передний край обороны 180 тонн различных грузов. Лучший взвод того же транспорта под командованием старшего сержанта коми Михаила Артеева за сезон 1943-44 гг. перебро сил к линии фронта 926,4 тонны воен- 227 Виды размещения личного состава
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz