Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Часть IV. ’’БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) ские истребители, а вслед за этим пара "Ил- 2" нанесла бомбо-штурмовой удар по опор­ ному пункту. После их работы снег почер­ нел, множество фигурок в темно-зеленых мундирах перестали перебегать и больше не шевелились. Слово солдата. О том бое вспоминает командир олене-транспортного взвода С. Шерстобитов: "В это время ко мне подошел санитар, за ним носилки с раненым: "Тяжело ранен командир дивизиона, осколком рассе­ чены ребра, грудь вскрыта. Комбат приказал под вашу ответственность эвакуировать раненого домой. Для прикрытия выделены два автоматчика!". Я посмотрел на раненого. Мы встретились глазами, узнали друг друга. Только вчера познакомились, вместе прове­ ряли крепление пушек к саням. Он страдал от раны, но все же нашел силы - улыбнулся. Думаю спасать надо, а как? ... Решил отдать свою боевую четверку белых оленей. Через несколько минут раненый вместе с носилка­ ми был уложен на сани головой к передку, укрыт оленьей постелью, у его ног размести­ лись автоматчики. Лучший наездник, ненец Перфирий Хатанзейский "встал на полоз", и лебеди-олени полетели, прикрываясь облач­ ком снежного вихря! Через три часа рация сообщила: "Раненый доставлен благополуч­ но". (30) Разведка боем продолжалась почти двое суток. Оленьи упряжки под командова­ нием сержанта Ф.С. Филиппова споро перетаскивали на новые позиции трехдюй­ мовки, установленные на лыжи. Вечером 29 апреля 1944 г. бой стих, пошел густой снег, и батальон получил приказ на отход. Утром следующего дня части прибыли в располо­ жение 31-й бригады. Благодаря высокой дисциплинированности и навыкам ездовых, большого урона оленей удалось избежать, в санбат доставили всех раненых. Снежная кавалерия позволила органи­ зовать мощные удары по опорным пунктам, прижать горно-егерские роты и батальоны к их укреплениям. Только зимой 1943-44 гг. 31 - я ОЛБр совершила шесть глубоких рейдов в тылы противника. Однако использование оленьего транспорта для обеспечения атак лыжных отрядов по тылам и открытому флангу 19-го корпуса вермахта наряду с преимуществами имела и ряд недостатков: сниж алась м аневренность лыжников , большое скопление оленей демаскировало части. Следы оставляемые няпоями служили хорошими ориентирами для авиации, значи­ тельная длина колонн требовала выделения сильного боевого охранения. Для снижения этих негативных факторов движение удар­ ных батальонов производилось обычно ночью в составе нескольких групп. Днем оленей прятали в отрытых снежных котлова­ нах, прикрывая сверху хворостом и белыми полотнищами. 209 Перевозка раненых. Фото из фондов МКМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz