Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Часть IV. "БЕЛЫМИ СКАЛАМИ ЛИНИЯ ФРОНТА Л Е Г Л А . (1942-1944) т . ту и побежал под гору. Прислушался, всё было тихо, сориентировался и пошел прямо на восток, в надежде выйти к реке Западная Лица. Но когда рассвело, увидел слева сигнальные ракеты. Понял, что это наши подают их из мортир. Вышел на озеро, напился, только хотел подкрепиться, как увидал, что по моей лыжне летит "рама". Успел отскочить в кусты, немец сделал ещё один заход и улетел, а я спокойно добрался до своих". В этом рейде разведрота и 2-й баталь­ он понесли большие потери, в частности двое бойцов-разведчиков попали в плен, еще двое пропали без вести. Комбриг Соловьев также принимал контрмеры для усиления ударов. Для повы­ шения эффективности рейдов, решено было направлять с лыжниками артиллерию и минометы. Пушки транспортировались в разобранном виде на грузовых нартах. Правда, для доставки к месту боя 4- орудийной батареи 76-мм горных орудий образца 1902-1909 гг. с одним боекомплек­ том (560 снарядов) и прислугой требовалось 82 грузовых и 30 легковых нарт. Поэтому обычно больше 1-2 "горняшек" в рейд не брали. Гораздо удобнее было транспортиро­ вать "сорокопятки" - 4 пушечки перевозили "всего-навсего" на 40 грузовых и 8 легковых нартах 160 оленей. Штаб 14-й армии за годы боевых действий накопил громадный опыт исполь­ зования северных оленей в экстремальных условиях фронта. В грузовую нарту запряга­ ли три быка, в легковую - четыре-пять. Три- четыре (по хорошей дороге и пять) грузовых и одна легковая нарта составляли аргиш, или по-саамски райду. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протя­ женности маршрута и темпа движения. В ноябре-декабре на нарту можно было погру­ зить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг. На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных патронов. Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок" или РГД- 33, или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов, или ящик снарядов для трехдюймовой "горняшки". По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При форсированном марше оленьи упряжки могли преодолеть до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, так как животные после этого нуждались в длитель­ ном отдыхе и подкормке. Для прокладывания пути по снежной целине выделялись две-три легковые нарты, которые менялись между собой каждые 1-1,5 км. В этом случае темп движения колонны снижался до 3-4 км в час. (26) Крупнейшей операцией 31-й лыжной бригады стали боевые действия в глубоком тылу 19-го германского корпуса с 16 по 23 февраля 1944 года. Маршрут похода проле­ 205 Перевозка грузов. Фото из фондов МКМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz