Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Часть III. БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ Красноармейскую книжку иметь ■сегда при себе. Не имеющих книжек — задерживать 9 1. Фамилия-------- *LHk иЛ tTHk. ------ 2. Имя и отчество , -----.------------й------------ 3. Звание и должность ----- .------------------- 4. Наименование части (учреждения)-------- t V Р г н ц ЛЬ»< л**~ с> £nJk ---- 5. Наименование подразделения (батальон, рота) • 6. № личного знака ------------------------- -— ф Личная подпись владельца книжки----- — ________ _ # I. Общие сведения 1. Номер военно-учетной специальности 2. Грамотность и общее образование (если окончил техникум, рабфак или ВУЗ, то г указать его название)-------------------------- F + f V , 0 1 е < t » »>і і4 3. Национальность 4. Год рождения ИІЛ 5. Год призыва (указать также —нормаль­ ный или досрочный призыв). ІШ ■■ 6. Каким военкоматом призван----------------- Л " '.? .O f i f А* f А » - <----- 7. Специальность до призыва г<х\ — Л 3 Слово солдата. С. Шерстобитов, тогда командир взвода оленьего транспорта, вспоминал о необычной высадке: "На берегу уже шел бой. С минуты на минуту могла появиться вражеская авиация. Медлить с высадкой было нельзя. Боец-ненец Николай Хатанзей обратился ко мне с предложением: - Товарищ командир , прикажите связать сани цепочкой. Мы потянем их на берег. А олени сами поплывут за санями. Через несколько минут связанные цепочкой сани были спущены на воду. С берега их тянули длинной веревкой и быстро выбирали на сушу. Олени по трапам, спу­ щенным на воду, ринулись за санями и резво поплыли к берегу. Они, как чайки, легко поднимались на гребнях волн и вместе с волной выкатывались на сушу. Люди на шлюпках едва поспевали за ними. Когда к месту высадки десанта прибы­ ла вражеская авиация, берег был пуст, а оленьи упряжки уже везли по горным тропам орудия и боеприпасы. Фашистские лётчики не заметили их среди серых скал и прота­ лин". (45) 29 апреля 12-я бригада вполне успешно наступала, выдвинувшись от берега на 10-11 км. Три опорных пункта 143-го егерского полка были захвачены стремительным ударом. Генералы Дитль и Шернер ясно видели страшную угрозу с приморского фланга. В первые сутки русские морские пехотинцы имели реальную возможность перехватить трассу на Титовку, отрезав тылы горнострелковых дивизий. Поэтому против них бросили три резервных батальона, подкрепив батальон 143-го горно-егерского полка. Вечером 29 апреля 1942 г. немцы ввели в бой 68-й самокатный, 112-й разведы­ вательный и 91-й резервный батальоны, т.е. более 2000 штыков при поддержке орудий и минометов. На каменистых сопках разгоре­ лись ожесточенные бои. В течение трех суток обе стороны напрягали все силы, чтобы отбросить противника. Эскадренные миноносцы "Гремящий", "Сокрушитель­ ный", "Грозный" и "Громкий" обрушили на егерей огненный шквал - каждый выпустил по четыреста с лишним 130-мм снарядов. Генерал Шернер в ответ дополнительно направил на этот участок фронта еще два свежих батальона - 82-й саперный и 1-й батальон 136-го горно-егерского полка. 2-3 мая 1942 г. дошло до рукопашных схваток. Пулеметная рота 1-го батальона морской пехоты полегла в этих боях до последнего человека. В этих условиях североморцам оказы- в а л б о л ьш у ю п о д д е р ж к у о л е н ь е - транспортный взвод -15 упряжек. Но вскоре 153 Военный билет рядового 2-го ОЛБ Н.Г. Ледкова. 1941 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz