Канев, Ю. В. Оленная армия : памяти бойцов и командиров олене-лыжных и олене-транспортных частей Карельского фронта : к 70-летию Великой Победы / Юрий Канев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Нарьян-Мар : [б. и.], 2016. – 440 с. : ил ил., цв. ил., карты, портр.

Солдаты 6-й дивизии СС «Норд» перегружают на собачью упряжку боеприпасы. 1942 г. Юрий Канев. ОЛЕННАЯ АРМИЯ состояла из двух линий укрепленных пози­ ций. На высотах были созданы мощные узлы сопротивления , насыщенные большим количеством каменно-земляных сооруже­ ний, минно -взрывных и проволочных заграждений. Инженеры вермахта оригинально решили проблему снабжения войск в услови­ ях сложного горного рельефа и бездорожья Полярного фронта. "Сумрачный германский гений" в сжатые сроки возвел в тылу 19-го корпуса канатную дорогу лейпцигской фирмы "Бленхерт". Она была проста по конструкции и очень эффективна - деревян­ ные столбы-опоры, металлические несущие балки, тросы, моторные станции, подвесные тележки или платформы. На фронт по ней доставлялись боеприпасы, строительные материалы, топливо, продукты, фураж, обратно вывозились раненые и убитые. Она была неподвластна капризам заполярной природы, работала в морозы, метели и сильнейшие шторма. Дорога эта в 1942-44 годах шла от Печенги на Западную Лицу и в сторону полуострова Рыбачий. Протяжен­ ность - 55-60 километров, скорость движе­ ния - 8 километров в час. Вагонетки разме­ ром 100 х 80 см могли без труда переместить 10 тонн груза в час. Высокая техническая культура германских инженеров позволила быстро и экономично решить эту непростую задачу. Вильгельм Гесс, в 1941 году начальник тыла горнострелкового корпуса в Норвегии, указывал: "Она была невосприимчива к снежным буранам, в то время как фронтовая дорога могла быть заметена снегом целыми днями...". (13) Использование северных оленей в горных корпусах на Крайнем Севере не нашло широкого применения, хотя егеря быстро оценили преимущества этих неприхотливых животных в условиях тун­ дры. Белые итальянские мулы пали, в основ­ ном, в первую же зиму, поэтому в каждой дивизии вскоре появился олений дивизион. Но у саамов оленей было немного, и широко применять упряжки в боевых действиях немцам не удалось. Правда, наши противни­ ки и здесь быстро нашли оригинальный выход. Шведский доброволец Аке Аспегрен создал отряды собачьих упряжек. Он служил в Шведском Добровольческом корпусе в Зимней войне 1939-40 гг., потом поступил в корпус Дитля. Аспегрен командовал специ­ альным подразделением собачьих санных упряжек в 6-й дивизии горных егерей. Одновременно продолжалась концен­ трация немецких войск на направлениях будущих ударов. В Карелию прибыла свежая 7-я горнострелковая дивизия, со свирского участка фронта передислоцировалась 163-я пехотная дивизия. Значительно усилилась на Крайнем Севере группировка Люфтваффе. К апрелю 1942 г. здесь сформировали полно­ ценную 5-ю и стребительную эскадру "Eismeer" ("Ледяное море") под командова­ нием кавалера Рыцарского креста оберст- лейтенанта Готтхардта Хандрика. Около сотни пилотов на новейших истребителях типа "Мессершмитт Bf-109 F" стали крайне опасными противниками для наших летчи­ ков. II группу "полярных охотников" возгла­ вил опытный эксперт гауптман Хорст Карга- нико (30 воздушных побед), III группу - гауптман Гюнтер Шольц, начинавший карьеру аса ещё в небе над Испанией. За зиму наземные службы Люфтваффе построили новый аэродром Луостари, расположенный гораздо восточнее старого Хебуктена, что почти вдвое сократило расстояние до основ­ ной цели - города Мурманск. Это, в свою очередь, позволило вести продолжительные 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz