Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.
ные агентства распространяются статус редакции, издателя, распро странителя и правовой режим средства массовой информации. Это значит, что на информационные агентства распространяются право вые нормы СМИ. Согласно абзацу третьему статьи 23 Федерального закона «О СМИ» при распространении сообщений и материалов информа ционного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Это правило предостав ляет неохраняемой правом интеллектуальной собственности инфор мации необходимую защиту от неправомерных публикаций. Стало быть, присвоение информации, а также публикация такой информа ции без ссылки или выдача журналистом за собственную информа цию, если она в действительности исходила от агентства, не является нарушением права интеллектуальной собственности информацион ного агентства. В этом случае нарушаются правовые нормы закона «О СМИ». Как правило, на получение информации редакции перио дических изданий заключают с информационными агентствами дол госрочные возмездные договоры. Многие информационные агентства не утруждают себя распро странением расширенной авторской информации о событиях, явле ниях, фактах. Если подобное случается, под распространяемой ин формацией агентства обязаны указывать не только свое имя, но и имя автора такой информации. Поскольку исключительные права на сооб щаемую информацию принадлежат этому агентству, а за сотрудником сохраняются авторские права в виде права на имя. С целью обеспечения свободного доступа журналистов к инфор мации в последнее десятилетие бурно развивается институт аккреди тации. Особенно это касается всех уровней органов власти, военных ведомств и других силовых структур. При этом свое развитие полу чил институт собственных и специальных корреспондентов печатных и электронных СМИ. На собкоров возлагается сбор, отбор и сообще ние информации о событиях в месте, территориально уделенном от места нахождения работодателя в виде агентства или средства массо вой информации. Как правило, спецкоры информационных агентств и средств массовой информации выезжают к месту событий в силу необходимости или чрезвычайных событий. Исходя из презумпции авторства, каждое сообщение журналиста необходимо рассматривать в виде произведения, которое является самостоятельным объектом авторского права. Многообразие литера турных жанров творческого труда журналиста позволяет ему найти наиболее интересное для читателя, яркое выражение в виде заметок, корреспонденций, статей очерков, фельетонов. Это уже литературные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz