Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.
§ 1. Объемы интеллектуальных прав в информационных жанрах журналистики В традиционном понимании жанр - это форма внутренней ор ганизации литературного произведения для решения стоящей перед автором или журналистом конкретной творческой задачи. В целом же по отношению к искусству и культуре понятие жанра многогранно. Поскольку в основе любой творческой деятельности лежит удовлет ворение эстетических, творческих, физиологических и других по требностей творца. Разновидность информационных потребностей гражданского общества требует от автора использования различных приемов и методов. Не исключение и деятельность журналиста, что порождает разнообразие литературных и художественных жанров журналистики. В основе жанров журналистики лежат социальные потребности граждан в получении информации о государственной политике, экономике, о фактах или явлениях, а также о происходящих событиях в мире, стране, регионе или за забором у соседа. Профессиональное владение специфическим разнообразием жан ров раскрывает перед журналистом более широкие возможности для работы над информационным материалом или злободневной литера турной темой. Наибольшее по объему место на полосах периодической печати занимают информационные жанры в виде простой и расширен ной информации, интервью, заметки, отчета, репортажа или хроники. При этом не исключается и использование всего разнообразия форм информационных жанров в виде интервью-анкеты, интервью-портре та, пресс-конференции или брифинга на заданную тему и др. Статьей 1259 ГК РФ законодательно определено, что сообщения, имеющие информационный характер не подлежат правовой охране. Однако в нормативной формулировке присутствует и оговорка «име ющие исключительно информационный характер...». То есть законом определен необходимый объем информации для обеспечения охрано способности интеллектуальных прав автора. И действительно, не все информационные материалы являются неохраняемыми объектами интеллектуальной собственности, поскольку некоторые из них гораз до шире по объему, чем простая информация, содержат элементы раз вития литературной драматургии и отвечают на более широкий круг вопросов. В основе данного исследования информации в виде возможного объекта интеллектуальной собственности лежит аксиома об инфор мационном произведении, как о результате творческой деятельности журналиста. Дня определения охраноспособности информационно го произведения необходимо исходить из того, что это произведение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz