Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.
J V A U W Л и и / Ш Ш ! V U V J l m m i V U V l U L f l l i p i л и ~ ления журналисту необходимо помнить, что правильнее всего взять у «непишущего» носителя информации расширенное интервью или опубликовать литературно обработанную документальную запись бе седы с этим человеком. Подпись под подобной публикацией должна состоять из нескольких фамилий (соавторов), имени автора устной речи и журналиста с пометкой «Записал________ ». Тоща у журнали ста отпадет необходимость в сетовании на то, что у подобной публи кации отсутствует его фамилия. Примеры «заавторства» встречаются не только в журналистике, но и в литературных публикациях. Косная устная речь автора может быть преобразована редактором издательства в письменный стиль лите ратурного языка. Довольно часто при подготовке авторского материала к изданию «заавтор» работает не только с текстами, но и с документа ми. При этом роль технического статиста не всегда устраивает недо бросовестного литератора - «заавтора». Изучая различные архивные материалы и документы, литературный статист подвергается соблазну, выдать свое сформированное мнение в виде оригинального авторского текста. При этом на страницах уже отредактированного произведения может появиться несколько иной от авторского взгляд на явления, фак ты, события. Хорошо, если подобные действия литературного статиста не искажают суть устного авторского рассказа. В практической дея тельности немало примеров, когда журналист выступает «заавтором» с целью создания произведения для другого должностного или высо копоставленного лица. В распоряжение журналиста предоставляются материалы, документы, архивные данные и полная свобода творческой деятельности, а в результате под произведением автором указывается иное лицо. Результат такого «заавторства» включает в себя скорее нрав ственно-этические нормы, чем правовые. В обоих отмеченных случаях авторский документальный пере сказ событий или воспоминания не исключают возможности публика ции журналистом вступительной статьи, где могут быть обозначены приоритеты и подведена итоговая черта совместного с автором труда. Следуя принципам журналистской этики для устранения возможного «заавторства» журналисту или литератору, по согласованию с авто ром, целесообразно поработать именно над авторской вступительной статьей. Таким образом, журналист получает возможность проявить себя легальным соавтором произведения. С целью обеспечения правовой защиты соавторов между ними должно быть оформлено простое письменное соглашение, которое является неотъемлемым признаком возникновения соавторства. Такое соглашение носит обязательный письменный характер, в том числе,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz