Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

J V A U W Л и и / Ш Ш ! V U V J l m m i V U V l U L f l l i p i л и ~ ления журналисту необходимо помнить, что правильнее всего взять у «непишущего» носителя информации расширенное интервью или опубликовать литературно обработанную документальную запись бе­ седы с этим человеком. Подпись под подобной публикацией должна состоять из нескольких фамилий (соавторов), имени автора устной речи и журналиста с пометкой «Записал________ ». Тоща у журнали­ ста отпадет необходимость в сетовании на то, что у подобной публи­ кации отсутствует его фамилия. Примеры «заавторства» встречаются не только в журналистике, но и в литературных публикациях. Косная устная речь автора может быть преобразована редактором издательства в письменный стиль лите­ ратурного языка. Довольно часто при подготовке авторского материала к изданию «заавтор» работает не только с текстами, но и с документа­ ми. При этом роль технического статиста не всегда устраивает недо­ бросовестного литератора - «заавтора». Изучая различные архивные материалы и документы, литературный статист подвергается соблазну, выдать свое сформированное мнение в виде оригинального авторского текста. При этом на страницах уже отредактированного произведения может появиться несколько иной от авторского взгляд на явления, фак­ ты, события. Хорошо, если подобные действия литературного статиста не искажают суть устного авторского рассказа. В практической дея­ тельности немало примеров, когда журналист выступает «заавтором» с целью создания произведения для другого должностного или высо­ копоставленного лица. В распоряжение журналиста предоставляются материалы, документы, архивные данные и полная свобода творческой деятельности, а в результате под произведением автором указывается иное лицо. Результат такого «заавторства» включает в себя скорее нрав­ ственно-этические нормы, чем правовые. В обоих отмеченных случаях авторский документальный пере­ сказ событий или воспоминания не исключают возможности публика­ ции журналистом вступительной статьи, где могут быть обозначены приоритеты и подведена итоговая черта совместного с автором труда. Следуя принципам журналистской этики для устранения возможного «заавторства» журналисту или литератору, по согласованию с авто­ ром, целесообразно поработать именно над авторской вступительной статьей. Таким образом, журналист получает возможность проявить себя легальным соавтором произведения. С целью обеспечения правовой защиты соавторов между ними должно быть оформлено простое письменное соглашение, которое является неотъемлемым признаком возникновения соавторства. Такое соглашение носит обязательный письменный характер, в том числе,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz