Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.
необходимо указывать в качестве соавтора, поскольку оба автора ра ботают на единый конечный результат творческого труда. Впрочем, это спорный вопрос, и он должен решаться индивидуально в каждом редакционном коллективе. Логичнее всего вопросы и условия при знания раздельного или нераздельного соавторства следует оговорить в коллективном договоре редакции, либо индивидуально в договоре журналиста с редакцией. При решении вопроса соавторства немалую роль в творческом коллективе играет редактор, как должностное лицо, ответственное в целом за издание средства массовой информации. Никто в редакции лучше редактора не может видеть соответствие издания уставным целям и сформированными учредителями издания задачам. Именно редактор, согласно служебным обязанностям, формирует информа ционную политику издания. И редактор, как должностное лицо, оце нивает на соответствие целям и задачам результат творческого труда журналиста. Таков правовой статус редактора при подготовке автор ской рукописи к публикации. Творческая деятельность редактора кроме прочих других вклю чает в себя вычитку и редактирование подготовленных к изданию результатов творческого труда. Однако некоторые ученые подобную деятельность называют процессом оценки результата творческой дея тельности журналиста в виде вычитки авторской рукописи должност ным лицом редакции. Является ли этот труд совместным с автором рукописи? В журналистике данный вопрос довольно спорный. Если при подготовке к изданию литературного произведения редактор и автор при совместной работе над рукописью акцентируют внимание на его литературных достоинствах, на устранении явных недочетов, то в журналистике значение редактирования произведения определя ется согласно вычерченному лекалу в рамках сформированных тради ций периодического издания. Практика показывает, что редактирование рукописи ответствен ным лицом СМИ, как правило, ограничивается лишь исполнением редакционно-технических задач, а научные или литературные до стоинства результата интеллектуально труда журналиста остаются на второстепенном месте. Немало случаев, когда в угоду формату издания редакторской правкой кромсаются оригинальные высокоху дожественные авторские труды журналистов. Подобный результат со вместного труда журналиста и редактора нельзя назвать соавторским, поскольку совместный творческий труд с участием первого лица ре дакции основан на исполнении служебных обязанностей. Для возникновения соавторства не обязательно придерживаться единого творческого процесса. Каждый автор может работать само
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz