Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

и документов выдается как соавторство. Подобные притязания кол­ лег недопустимы. По мнению специалистов издательского бизнеса, «рассмотрение раздельного и нераздельного соавторства необходи­ мо осуществлять именно в аспекте объема авторских прав у соав­ торов»1. Устный пересказ событий одним автором и фиксация его на мате­ риальный носитель с последующей творческой обработкой другим - это и есть нераздельное соавторство. Подобная форма деятельности редакций довольно распространена. Штатный журналист редакции опрашивает непосредственных участников или очевидцев событий и выдает материал как свой оригинальный авторский продукт, либо подготовленный в соавторстве. При этом не следует забывать, что всякая последующая литературная обработка текста требует объек­ тивированного проявления творческого начала. Профессиональному журналисту для подготовки материала к публикации достаточно за­ меток в дневнике, записи на магнитных или цифровых носителях и других творческих начал гражданина, предоставившего редакции авторский продукт. Литературная обработка информации с после­ дующей записью может быть признана нераздельным соавторством профессионального журналиста и гражданина. Подобную позицию по творческой переработке исходной информации разделяют и ав­ торы названного практического пособия: «При нераздельном соав­ торстве, учитывая особенности самого произведения, соавторы имеют совместные авторские права, а, следовательно, не имеют юридической возможности на использование отдельных созданных ими частей произведения»2. Разнообразие форм творческой совместной деятельности, на­ зываемой соавторством, непредсказуемо велико. Разумеется, опу­ бликованное интервью с многочисленными вопросами журналиста и ответами интервьюируемого нельзя рассматривать как нераздель­ ное произведение соавторов. Немало случаев, когда журналист фак­ тически переписывает материал за другое лицо, которое формально указывается как автор произведения. Сложной и деликатной являет­ ся проблема соавторства опытных журналистов и начинающих или внештатных корреспондентов. Бытует мнение, что уровень професси­ ональной подготовки журналиста не должен замалчиваться на стра­ ницах печатного издания, в этом случае штатного работника редак­ ции, который литературно переработал откровенно слабый материал, 1 Невская, М. А. Авторское право в издательском бизнес е и СМИ: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - С. 67 2 Там же. - С. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz