Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.
и документов выдается как соавторство. Подобные притязания кол лег недопустимы. По мнению специалистов издательского бизнеса, «рассмотрение раздельного и нераздельного соавторства необходи мо осуществлять именно в аспекте объема авторских прав у соав торов»1. Устный пересказ событий одним автором и фиксация его на мате риальный носитель с последующей творческой обработкой другим - это и есть нераздельное соавторство. Подобная форма деятельности редакций довольно распространена. Штатный журналист редакции опрашивает непосредственных участников или очевидцев событий и выдает материал как свой оригинальный авторский продукт, либо подготовленный в соавторстве. При этом не следует забывать, что всякая последующая литературная обработка текста требует объек тивированного проявления творческого начала. Профессиональному журналисту для подготовки материала к публикации достаточно за меток в дневнике, записи на магнитных или цифровых носителях и других творческих начал гражданина, предоставившего редакции авторский продукт. Литературная обработка информации с после дующей записью может быть признана нераздельным соавторством профессионального журналиста и гражданина. Подобную позицию по творческой переработке исходной информации разделяют и ав торы названного практического пособия: «При нераздельном соав торстве, учитывая особенности самого произведения, соавторы имеют совместные авторские права, а, следовательно, не имеют юридической возможности на использование отдельных созданных ими частей произведения»2. Разнообразие форм творческой совместной деятельности, на зываемой соавторством, непредсказуемо велико. Разумеется, опу бликованное интервью с многочисленными вопросами журналиста и ответами интервьюируемого нельзя рассматривать как нераздель ное произведение соавторов. Немало случаев, когда журналист фак тически переписывает материал за другое лицо, которое формально указывается как автор произведения. Сложной и деликатной являет ся проблема соавторства опытных журналистов и начинающих или внештатных корреспондентов. Бытует мнение, что уровень професси ональной подготовки журналиста не должен замалчиваться на стра ницах печатного издания, в этом случае штатного работника редак ции, который литературно переработал откровенно слабый материал, 1 Невская, М. А. Авторское право в издательском бизнес е и СМИ: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - С. 67 2 Там же. - С. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz